Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА И ГОРОДА Узнает читатель из речи фон Ферзена, что и у польских рыцарей на Новгород и вечевой колокол свои замыслы: «..мы будем отгонять скот от горо да, отбивать обозы у москвитян, а если ворвемся в самый город, то сорвем колокол с веча, а вместо него повесим опорожненную флягу или старую туфлю гроссмейстера, пограбим, что только попадется под руки, и вернемся домой запивать свою храбрость и делить добычу» (Балашов, 1986. С. 167). И вот оно решение Иоанново: «—Знайте же, — отвечал великий князь, —вечевой колокол ваш замол кнет навеки, и будет одна власть судная государе ва. Я буду иметь здесь волости и села, но, склонясь намольбы народа, обещаю не выводить людей изНов города, не вступаться в отчины бояр и еще кое-что оставить по старине » (Балашов, 1986. С. 191). Новгородское вече решило сдать город Вели кому князю, только Чурчило «...напрягал все свои силы, чтобы защитить его» (Балашов, 1986. С. 197) и вдруг он услышал «...звон мерный, унылый. Точно хоронили кого-то... И действительно хоронили... Это были похороны Новгорода, но вместе с тем это был радостный звон, благовест русского самодер жавия...» (Балашов, 1986. С. 198). «17 февраля великий князь с своею победоносною ратью, вечевым колоколом и пленною Марфою от правился обратно в Москву » (Гейнце, 1993. С. 201). Так почему же чаще всего писатели и истори ки, говоря о вече, обращаются прежде всего к Ве ликому Новгороду? Может оттого, что именно этот город считался вечевой вольницей, и именно этот город более чем какой другой пострадал за свое вольнолюбие от русских царей. Недаром же поэт- декабрист Александр Иванович Одоевский в бал ладе «Зосима» написал: ...Колокол на вече призывающий! Я услышу гул твой умирающий, Не воскреснет он в веках. Поднялась Москва престольная, И тебя, столица вольная, Заметет развалин прах... Обратимся и к драме Алексея Константинови ча Толстого «Посадник» и сцене разговора о вече: «Посадник. Молчите, смерды! Воевода одному вечу повинен! Куики. Так соберем вече! Чего тут ждать! Беги те на колокольню! —Ударьте в колокол! — Вече!Вече? Вечевые «партии» сошлись на мосту через Волхов Энциклопедия для детей «История России». 1999 г. (Крики и возрастающее смятение. Рассветает.) Фома (к Кривцевичу). На ловцов зверь набежал! Станем вразбивку, чтоб не сказали: стачка! И дер жать ухо востро! (Расходятся. Удар в колокол. Площадь наполняется все боле. Впереди черного народа становятся бояре и огни щане. Каждая улица под своим стягом. Колокол умолкает. Посадник всходит на Лобное место. Молчание). Посадник. Государь Великий Новгород! Повели те ли вечу быть? Общий крик. Вече! Вече! Вече!» (Толстой, 1986. С. 445). Что же такое вече? О Новгородском и Псков ском вече прекрасно рассказал в книге «Лад» во логодский писатель Василий Белов. Он пишет, что известное как будто всем и каждому вече на самом деле мало изучено: «Оно малопонятно современно му человеку. Что это такое?Демократическое со брание? Парламент? Исполнительный и з а конодательный орган феодальной республики? Ни 111
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz