Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА И ГОРОДА Узнает читатель из речи фон Ферзена, что и у польских рыцарей на Новгород и вечевой колокол свои замыслы: «..мы будем отгонять скот от горо­ да, отбивать обозы у москвитян, а если ворвемся в самый город, то сорвем колокол с веча, а вместо него повесим опорожненную флягу или старую туфлю гроссмейстера, пограбим, что только попадется под руки, и вернемся домой запивать свою храбрость и делить добычу» (Балашов, 1986. С. 167). И вот оно решение Иоанново: «—Знайте же, — отвечал великий князь, —вечевой колокол ваш замол­ кнет навеки, и будет одна власть судная государе­ ва. Я буду иметь здесь волости и села, но, склонясь намольбы народа, обещаю не выводить людей изНов­ города, не вступаться в отчины бояр и еще кое-что оставить по старине » (Балашов, 1986. С. 191). Новгородское вече решило сдать город Вели­ кому князю, только Чурчило «...напрягал все свои силы, чтобы защитить его» (Балашов, 1986. С. 197) и вдруг он услышал «...звон мерный, унылый. Точно хоронили кого-то... И действительно хоронили... Это были похороны Новгорода, но вместе с тем это был радостный звон, благовест русского самодер­ жавия...» (Балашов, 1986. С. 198). «17 февраля великий князь с своею победоносною ратью, вечевым колоколом и пленною Марфою от­ правился обратно в Москву » (Гейнце, 1993. С. 201). Так почему же чаще всего писатели и истори­ ки, говоря о вече, обращаются прежде всего к Ве­ ликому Новгороду? Может оттого, что именно этот город считался вечевой вольницей, и именно этот город более чем какой другой пострадал за свое вольнолюбие от русских царей. Недаром же поэт- декабрист Александр Иванович Одоевский в бал­ ладе «Зосима» написал: ...Колокол на вече призывающий! Я услышу гул твой умирающий, Не воскреснет он в веках. Поднялась Москва престольная, И тебя, столица вольная, Заметет развалин прах... Обратимся и к драме Алексея Константинови­ ча Толстого «Посадник» и сцене разговора о вече: «Посадник. Молчите, смерды! Воевода одному вечу повинен! Куики. Так соберем вече! Чего тут ждать! Беги­ те на колокольню! —Ударьте в колокол! — Вече!Вече? Вечевые «партии» сошлись на мосту через Волхов Энциклопедия для детей «История России». 1999 г. (Крики и возрастающее смятение. Рассветает.) Фома (к Кривцевичу). На ловцов зверь набежал! Станем вразбивку, чтоб не сказали: стачка! И дер­ жать ухо востро! (Расходятся. Удар в колокол. Площадь наполняется все боле. Впереди черного народа становятся бояре и огни­ щане. Каждая улица под своим стягом. Колокол умолкает. Посадник всходит на Лобное место. Молчание). Посадник. Государь Великий Новгород! Повели­ те ли вечу быть? Общий крик. Вече! Вече! Вече!» (Толстой, 1986. С. 445). Что же такое вече? О Новгородском и Псков­ ском вече прекрасно рассказал в книге «Лад» во­ логодский писатель Василий Белов. Он пишет, что известное как будто всем и каждому вече на самом деле мало изучено: «Оно малопонятно современно­ му человеку. Что это такое?Демократическое со­ брание? Парламент? Исполнительный и з а ­ конодательный орган феодальной республики? Ни 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz