Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Увоз вечевого колокола из Новгорода в Москву. Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI век Так что же вы, братцы, не рассудите до сих пор,— окинул он всех быстрым огневым ответным взгля­ дом,— Мы-mo что ж? Пусть их звонят и колоко­ лом и языками...» (Балашов, 1986. С. 26). «Вольный народ, то есть чернь новгородская, перед которой трепетали бояре и посадские, бес­ чинствовала, пила мертвую, звонила в колокола и рыскала по улицам, отыскивая мнимых слуг и со­ ветников Иоанновых и расхищая у слабых послед­ нее достояние. Дрались насмерть и между собою из-за добычи» (Балашов, 1986. С. 33). «Вечевой ко­ локол все еще заливался, кровь лилась на площа­ дях » (Балашов, 1986. С. 34). И далее: «Колоколуда­ рил несколько раз, означая окончание заседания, и народ, трепетно, с каким-то вещим, недобрым предчувствием смотрел на бояр, тихо и задумчиво расходящихся по домам» (Балашов, 1986. С. 36). В Москве другой колокол —церковный и звон один «...за ним другой, третий, и разлился торже­ ственный благовест к обедням во всей столице. — Кажись, ноне не воскресный день?Разве празд­ нество какое, что так звучно гудят колокола в Москве? —сказал Захарий, снимая шапку» (Бала­ шов, 1986. С. 69). «Раздался колокольный звон и на выход велико­ го князя после обедни » (Балашов, 1986. С. 74). А в думной палате свои разговоры, как моск­ вичи заставят новгородцев собственною кровью подписать договорные грамоты: «— Дома они со­ колами витают по звону вечевому, на петли идут, медь за второго бога чтут, а от железа стаями бе­ гут, даром что хорохорятся, как петухи! — Д а й петухи-то пряничные! За чужими спи­ нами всякий сумеет выше колокольни подняться, шапкой в облака упереться, а как дойдет до разме­ на ударов, и кричат громче своего колокола: давай мировую, за что нам считаться, лучше чокаться кубками, чем мечами, — прибавил Сабуров» (Бала­ шов, 1986. С. 131). Великий князь Иоанн с дружиною собирают­ ся воевать Новгород: «Послышался звон с колоколь­ ни Иоанна Лествичника, колокола других церквей завторили ему, и разлился красный звон по всей Москве, как в Светлую Христову ночь. Кремль уже кипел народом, но толпы его все прибывали: все спешили проститься с любимым князем, с дружиною его, отцами, сыновьями, мужь­ ями и внуками, отправляющимися искать ратной чести на чужбине. Звук гудящей меди не пугал москвитян. С весе­ лыми лицами приветствовали они золотым огнем рассыпавшуюся денницу и друг друга, как бы в день Светлого Христова Воскресения, обнимались, це­ ловались и проливали слезы умиления, созерцая ве­ ликолепную и трогательную картину собиравших­ ся под развевающиеся знамена, как под хоругвь за­ щиты небесной, бравых веселых ратников» (Бала­ шов, 1986. С. 136). И вновь Новгород, и вновь «Уныло загудел, как бы застонал, вечевой колокол. Сошлись на вече сыны святой Софии с поникшими головами. Думали, га­ дали и наконец решили во что бы то ни стало со­ противляться» (Балашов, 1986. С. 84). И, говоря за Великого князя с посольством нов­ городским, князь Иван Юрьевич говорит мужам новгородским: «—...Обратите ваш колокол в трон, и воссядет на нем князь наш, и почнет править вами мудро и законно, и хотя не попустит ничьей вины пред собою, зато и не даст в обиду врагам. Скажите это землякам вашим —и меч наш в нож­ нах, а кубок в руках» (Балашов, 1986. С. 146). В это же время в Новгороде «Вечевой колокол гудел чуть не ежедневно, и па дворище Ярославо­ вом собирались посадники и старосты всех улиц в ожидании ответа Иоанна» (Балашов, 1986. С. 147). 110

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz