Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ вянские жены», Д. Крышев —«Драма на Волхове», Сергей Кий —«Падение Великого Новгорода», Ни­ колай Полевой —«Купец новгородский», Н. Е. Ло­ жечников — «Басурманы», Егор Прибытков — «Марфа посадница», «Холдеи», Николай Гейнце — «Новгородская вольница», Владимир Полетков- ский —«Новгородский погром», Владимир Авиа- нариус —«Дочь посадницы», Василий Лунинов — «Новгородская вольница, или Башня смерти» и другие. К падению вечевого строя Новгородской рес­ публики пришел в своем романе «Марфа-посадни- ца» и Д. М. Балашов, хотя, как пишет новгород­ ский писатель, доктор филологических наук Вячес­ лав Александрович Кошелев, принимаясь за созда­ ние еще одного произведения о Марфе Борецкой, Балашов оказался перед очень сложной задачей. Он должен был «преодолеть» многосложный ли­ тературный «миф», наложивший отпечаток на вос­ приятие им разрабатываемого сюжета и главного образа его исторического повествования (Кошелев, 2006. С. 25-35). Не обошел своим вниманием Ба­ лашов и вечевой колокол Новгорода: « Толпа пова­ лила на Великий мост. Вверху, на вечевой звоннице, запрыгали люди, и стал раскачиваться тяжелый язык колокола. Вотраздался первый, еще нетороп­ ливый удар, второй, третий. Колокол бил все чаще и чаще. Мотаясь под ним, четверомужиков изо всех силраскачивали-торопили кованое било» (Балашов, 1986. С. 385). В образе раскачивающегося колокола мы уже чувствуем нарастание угрозы, нависшее над свобо­ долюбивой вольницей Новгорода и его жителями. Когда же писатель, нагнетая обстановку, пишет, что «...вечевой колокол раздавался громко и грозно, по­ крывая встревоженные голоса, чавканье и топот ног, и уже казалось непонятно, какможно было спутать с чем-то другим его зовущий, требовательный го­ лос», колокол приобретает уже набатный характер, отбивающий удары беды: «Сейчас по звону всполош- ного колокола ринутся со всех сторон к Детинцу из всех пяти концов черные люди - только бы Овин не успел уйти!» (Балашов, 1986. С. 387). В. А. Кошелев писал, что когда в начале 90-х го­ дов, при разрушении русского коммунистического «прогрессизма», пошел обратный процесс, и все за­ говорили о необходимости покаяния за те разруши­ тельные действия, что допустил советский народ, многие десятилетия уничтожая памятники стари­ ны, о восстановлении прежних ценностей, все это «...отголоски той модели, которую отстаивала Марфа-посадница. И Балашов своимроманом пред­ видел этот процесс», хотя роман писался в конце 60-х. Тот же процесс, «...который вольно или неволь­ но предсказывал Балашов, —не что иное, как есте­ ственная данность векового исторического движе­ ния. Поэтому роман о Марфе-посаднице поневоле оказался и остросовременным, и „опасным"для „про- грессистских"чиновников» (Кошелев,2006. С. 25-35). Покорение Новгорода Иваном I I I в 1478 г. Высылка Марфы-посадни- цы, знатных новгородцев и вечевого колокола Художник А. Д . Кившенко 1880-е годы 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz