Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА И ГОРОДА русская литература: Афанасьев А. Н., с. 210. Древ нерусская культура: литература и искусство, с. 3527 (ср. Афанасьев: Из книги «Поэтические воз зрения славян на природу», с. 104-105)] Русский писатель и историк Николай Михай лович Карамзин в повести «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода», обращаясь к новгородско му вече, писал: «Раздался звук вечевого колокола, и вздрогнули сердца в Новегороде. Отцы семейств вырываются из объятий супруг и детей, чтобы спе шить, куда зовет их отечество» (Карамзин, 1989. С. 37). Писатель сравнивает вечевой колокол Нов города с символом свободы: «...скоро ударит пос ледний час нашей вольности, и Вечевой колокол, древний глас ее, падет с башни Ярославской и на всегда умолкнет!» (Карамзин, 1989. С. 46). И как бы в подтверждение его словам через какое-то время «...раздается треск и гром на вели кой площади... Земля колеблется под ногами... На бат и шум народный умолкают... Все в изумлении. Густое облако пыли закрывает от глаз дом Ярос лава и лобное место... Сильный порыв ветра разно сит наконец густую мглу, и все сужасом видят, что высокая башня Ярославава, новое гордое здание на родного братства, пала с Вечевым колоколом и ды мится в своих развалинах... Пораженные сим явле нием, граждане безмолвствуют... Скоро тишина прерывается голосом - внятным, но подобным глу хому стону, как будто бы исходящему из глубокой пещеры: „О Новгород! Так падет слава твоя! Так исчезнет твое величие!..“» (Карамзин, С. 47-48). Писал об этом и М. Ю. Лермонтов в стихотворе нии «Приветствую тебя, воинственных славян...», с восторгом восклицая, что «...взирал на сумрачные стены,/ Через которые столетий перемены/ Без вредно протекли; где вольности одной/ Служил тот колокол на башне вечевой,/ Который отзвонил ее уничтоженье/ И сколько гордых душ увлек в свое паденье!..» И хоть упавший вечевой колокол был отрыт и повешен на другой башне, это стало предзнамено ванием падения и самого вечевого строя новгород ской республики, и новгородской вольности. О том, что Новгородское вече будет низвергнуто, на ходим в «Степной книге». Некий новгородский инок святой Михаил «от вельможьска роду» из монастыря Клопьского в день рождения младенца Ивана «влето 6948, месяца генваря 22», когда «вне- Разорение Москвы Тохтамышем Энциклопедия для детей «История России». 1999 г. запу начат звонити в колоколы», стал пророчить: «Днесь во преславном граде Москве у великаго кня зя Василия Васильевича родися сын, князь великий Тимофей, сущее же имя ему Иван. И той будет все му Росийскому царствию наследник и всем окрест ным странам страшен будет и сего вашего всего Великаго Новаграда обладает и гордыню вашу у п разднит и во всю свою волю привлечет вас и все ваше самовластие раздрушит и самовольная ваша обычая изменит и за ваше непокорство и супроти- вие многу беду и посечение и плен над вами сотво рит...» [Древнерусская литература: Степенная книга, С. 5. Древнерусская культура: литература и искусство, с. 945 (ср. Хрестоматия, с. 275-276)]. К идее написания истории Марфы Борецкой и покорения Новгорода обращались многие литера торы XIX-XX веков. В поэзии: В. Н. Григорьев — «Берега Волхова», Н. М. Языков —«Новгородская песнь 1-я», К. Ф. Рылеев —с неоконченной «Ду мой», А. И. Одоевский — баллады «Зосима» и «Новгородская странница», другие. В прозе: П. И. Сумароков —драма в 3-х действиях «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода», Е. П. Ко валевский - драма «Марфа Посадница, или Сла 107
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz