Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
ЧАСЫ, КОЛОКОЛА И ПУШКИ нике, возрождаюсь из моего пепла» (Оловянишни ков Н. И. 2003. С. 221). В Ильинской церкви Новгорода на трех коло колах имеется одинаковая надпись: «Лета 7205 (1697) марта в 1день, сей колокол В. Новаграда цер- кви св. Пророка Илии Славной улицы, а вылит пос ле пожара из старых колоколов тояж церкви. Лил сей колокол мастер Иван Матвеев». Во Владимире во время пожара в 1855 году, уничтожившего почти весь Успенский Перво классный Княгинин монастырь, колокола упали с колокольни и дали трещины. Мастера вынуждены были впоследствии перелить их на новые. Так на одном из них появилась следующая исторически интересная надпись: «Лета 7075 (1567) апреля в 25 день слит сей колокол и 2 наколоколъник в Вели ком Нове городе при державе всея Русския земли царе и великом князе Иване Васильевиче и всея Руси и Владимирском и Московском и Новгородском и Ка занском и всея Можайския земли и града Юрьева и иных многих и при отце его и богомольце Филиппе митрополите всея Руси и архиепископе Пимене Ве ликого Новаго града и постави сии три колокола Никифор Никитич Сущее по бабке по своей по Вар варе Федоровне по Семеновой, жене Васильевича Сущева, а во иноцех Варсонофия, в дом Преобра жения Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа Успения Пречистыя Его Богоматери Володимер- ском уезде на Колокширеки, а погребено бысть тело ея в том же монастыре на память Ивана Лестви- ца Спасителя одесную церкви страну, а подписал сей колокол Митя Иванов сын Благовещения з Го родища». После большого пожара в литейном цеху, унич тожившего деревянную колокольню Санкт-Петер бургской Скорбященской церкви, построенную еще в 1795 году и находившуюся прямо за литей ным двором, два больших колокола были повреж дены, остальные расплавлены огнем. Один из по врежденных колоколов, а именно Большой, был перелит, о чем свидетельствует на нем надпись: «Колокол ecu вылитый 1779 г. иждивением покойно го преосвященного Пахомия епископа Великоустюж- скаго на покои в Спасо-Андрониевском монастыре пребывающего, в коем весу 835пуд[ов]и20 ф[унтов]. Но в 1812 году пожаром неприятельским поврежден ный, по завещаниюмосковского 1-й гильдии купца Се менаАлексеевичаЛепехина, зятем его надворным со ветником Гаврилом Петровичем Смольянским и суп ругою его Елизаветою Семеновною, перелит во сла ву Святыя Единосущныя, Животворящая и Нераз- дельныя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа, при державе благочестивейшаго государя и императора Александра Павловича и при супруге его благо честивейшей государыне ЕлизаветеАлексеевне, 1815 года на заводе московского куща Михаила Богдано ва, в коем весу915пуд[ов]34 ф[унта]при архиман дрите Феофане. Лил мастер Яков Завьялов». Известен древний колокол, оставшийся после пожара, под названием Горелый. Сестра Сергея Есенина описала использование большого колокола при пожаре в селе Константи нове следующим образом: «Этот же колокол изве щал и о другой беде — о пожаре, но не в нашем, а в соседнем селе. Тогда удары его в один край часты и требовательны. <...> О пожаре в нашем селе изве щал колокол средний, звук его какой-то жалобный, беспокойный. Чтобы бить в него, не нужно подни маться на колокольню, к его языку была привязана Пожарная машина с колоколом Измайловский парк в Москве Фото Н. Большаковой 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz