Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ. МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Набат Художник Анатолий Сергиенко ные пожарные каланчи —высокие сооружения, откуда виден был почти весь город. Дозорные ка­ ланчи во всех русских городах несли круглосуточ­ ную службу. Им не позволялось ни вздремнуть, ни забыться, чтобы не пропустить зарождающегося пожара. Позже слово «каланча» приобрело еще один смысл, им называли очень высоких людей. 6 января 1668 года царем Алексеем кремлев­ скому набатному звону был установлен следую­ щий порядок: «Будет загорится в Кремле, —бить во все три набата в оба края поскору. Будет заго­ рится в Китае — бить в один спасский набат в один край, скоро же. Будет — в Белом городе, в спасский набат в оба края потише и в набат, что на Троицком мосту, в оба края потише. В Земля­ ном городе — в набат на Тайницкой башне в один край, тихим обычаем, бить развалом срасстанов­ кою» (Оловянишников, 2003. С. 357). Для Земля­ ного города били в набат на Тайницкой башне «ти­ хим обычаем», причем указывалось: «бить разва­ лом с расстановкою». Петр I также пытался вводить свои меры по борьбе с пожарами. Он запрещал строить дома бли­ же определенного расстояния друг от друга и за­ валивать проходы между ними легковоспламеня­ ющимися предметами. По сообщению Оловянишникова, после пожа­ ра собора во имя Преображения Господня, 8 авгус­ та 1825 года, богослужения стали проводить в доме генеральши Булатовой, где была устроена поход­ ная церковь. А на площади перед домом стояли козлы с подвешенными на них новыми колокола­ ми; старые от сильного жара поплавились. У поэта К. Бальмонта в стихотворении «При­ зрачный набат» пожарный колокол называется еще и набатным: Я —дух, я — призрачный набат, Что внятен только привиденьям. Дома, я чувствую, горят, Но люди скованы забвеньем. Крадется дымный к ним огонь, И воплем полон я безгласным, — Гуди же, колокол, трезвонь, Будь криком в сумраке неясном. Ползет густой, змеится дым, Как тяжкий зверь — ночная чара. О, как мне страшно быть немым Под медным заревом пожара. Упоминает о пожарном колоколе и индийский поэт Джумил: «Лежа рядом с женщиной (в то мгно­ венье —когда пожарный колокол внезапно прозве­ нел у пепелища)». О том, что к тушению пожара были причастны и средневековые колокола, напоминает колокол St Gervais, отлитый в Женеве в 1493 году. Его над­ пись гласит: «Огонь тушу». Когда горела второй раз Казань в 1672 году, пожар, уничтожив лучшую часть города вблизи Кремля, стал причиной разрушения соборной ко­ локольни и гибели многих колоколов. В этом по­ жаре погибли такие колокола, как Большой, литый при митрополите Марке, Воскресный, жалованный царем Иоанном Васильевичем, Литейный, изготов­ ленный при митрополите Гермогене, Повседнев­ ный, пожалованный царем Иоанном Васильеви­ чем. Приехавший из Москвы мастер из их остан­ ков перелил новые. О разрушении колоколов при пожарах и затем их новом возрождении напоминает нам и Большой колокол Орбской церкви стихами 1688 года :«Про­ тив жестокого огня я не мог защищаться,/ Четы­ ре мои брата и я погибли в один д е н ь / Два много меньше, чем я, вместо них возродятся,/ Я, как фе- 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz