Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ. МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Набат Художник Анатолий Сергиенко ные пожарные каланчи —высокие сооружения, откуда виден был почти весь город. Дозорные ка ланчи во всех русских городах несли круглосуточ ную службу. Им не позволялось ни вздремнуть, ни забыться, чтобы не пропустить зарождающегося пожара. Позже слово «каланча» приобрело еще один смысл, им называли очень высоких людей. 6 января 1668 года царем Алексеем кремлев скому набатному звону был установлен следую щий порядок: «Будет загорится в Кремле, —бить во все три набата в оба края поскору. Будет заго рится в Китае — бить в один спасский набат в один край, скоро же. Будет — в Белом городе, в спасский набат в оба края потише и в набат, что на Троицком мосту, в оба края потише. В Земля ном городе — в набат на Тайницкой башне в один край, тихим обычаем, бить развалом срасстанов кою» (Оловянишников, 2003. С. 357). Для Земля ного города били в набат на Тайницкой башне «ти хим обычаем», причем указывалось: «бить разва лом с расстановкою». Петр I также пытался вводить свои меры по борьбе с пожарами. Он запрещал строить дома бли же определенного расстояния друг от друга и за валивать проходы между ними легковоспламеня ющимися предметами. По сообщению Оловянишникова, после пожа ра собора во имя Преображения Господня, 8 авгус та 1825 года, богослужения стали проводить в доме генеральши Булатовой, где была устроена поход ная церковь. А на площади перед домом стояли козлы с подвешенными на них новыми колокола ми; старые от сильного жара поплавились. У поэта К. Бальмонта в стихотворении «При зрачный набат» пожарный колокол называется еще и набатным: Я —дух, я — призрачный набат, Что внятен только привиденьям. Дома, я чувствую, горят, Но люди скованы забвеньем. Крадется дымный к ним огонь, И воплем полон я безгласным, — Гуди же, колокол, трезвонь, Будь криком в сумраке неясном. Ползет густой, змеится дым, Как тяжкий зверь — ночная чара. О, как мне страшно быть немым Под медным заревом пожара. Упоминает о пожарном колоколе и индийский поэт Джумил: «Лежа рядом с женщиной (в то мгно венье —когда пожарный колокол внезапно прозве нел у пепелища)». О том, что к тушению пожара были причастны и средневековые колокола, напоминает колокол St Gervais, отлитый в Женеве в 1493 году. Его над пись гласит: «Огонь тушу». Когда горела второй раз Казань в 1672 году, пожар, уничтожив лучшую часть города вблизи Кремля, стал причиной разрушения соборной ко локольни и гибели многих колоколов. В этом по жаре погибли такие колокола, как Большой, литый при митрополите Марке, Воскресный, жалованный царем Иоанном Васильевичем, Литейный, изготов ленный при митрополите Гермогене, Повседнев ный, пожалованный царем Иоанном Васильеви чем. Приехавший из Москвы мастер из их остан ков перелил новые. О разрушении колоколов при пожарах и затем их новом возрождении напоминает нам и Большой колокол Орбской церкви стихами 1688 года :«Про тив жестокого огня я не мог защищаться,/ Четы ре мои брата и я погибли в один д е н ь / Два много меньше, чем я, вместо них возродятся,/ Я, как фе- 102
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz