Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ. МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Подъем Большого колокола в Кремле в 1674 г. Из книги «Рисунки из альбома Эриха Пальмквиста» Стокгольм, 1 898 г. Всего на отливке этого колокола занято было восемьдесят три человека мастеровых и рабочих людей. Работы, связанные с отливкой, выполняли скульпторы, пьедестальные и формовальные мас тера и резчики. И еще колокол не был из ямы под нят, как в 1737 году в Москве случился страшной силы пожар, прозванный Троицким, когда выгоре ла почти вся Москва и сильно пострадал Кремль. Находясь в отливочной яме, Царь-колокол хоть и не расплавился, но получил сильные повреждения. При тушении огня от сильного перепада темпера тур он дал И трещин и от него отвалился кусок весом 11,5 тонны. Вопрос о подъеме Царь-колокола из ямы ста вился несколько раз, но осуществился только спу стя почти 100 лет. В 1833 году император Нико лай I поручил известному архитектору и инжене ру Монферрану —строителю Исаакиевского собо ра и Александровской колонны в Петербурге — работы по его поднятию. Со второй попытки ко локол был поднят (за 43 минуты) и установлен на гранитном пьедестале под колокольней. Описывая подъем Царя-колокола из ямы, Мон- ферран взял слова: «Но кто бы мог проникнуть в тайны Господа?../ Ты долженствующий присоеди нять свой голос к нашим молитвам/ И с высоты Кремля, в торжественные дни, призывать народ/ к подножию святых алтарей —/ Увы!., с само'го твоегорождения, на смерть обреченный,/ Ты не мог выполнить твоего великого назначения» (Оловя- нишников, 2003. С. 202). И хотя часть рельефных изображений при отливке пострадала, но сохранившиеся говорят о большом таланте русских мастеров. Поверхность Царь-колокола украшена тонким рельефным ор наментом, изображениями царя Алексея Михайло вича и царицы Анны Иоановны, а также пятью иконами и двумя надписями, излагающими исто рию его отливки :«Лит сей колокол из меди прежне го, осми тысящ пуд колокола, пожаром поврежден ного, с прибавлением материи двух тысящ пуд, от создания мира 7241, от Рождества же по плоти Бога Слова 1733». Искусно произведенная работа была выполнена русскими мастерами Василием Кобелевым, Петром Галкиным, Петром Кохтевым, Петром Серебряковым и другими. На изломе цвет колокольной меди беловатый, другие колокола та кого не имеют, потому существует устойчивое мне ние, что связано это с большим содержанием в сплаве колокола золота и серебра. Состав метал ла: меди —84,5 %, олова — 13,2 %, серы — 1,2 %, золота —0,036 % (около 73 кг), серебра —0,25 % (около 525 кг), потеря —1,03 % (в потерю входит остаток цинка и мышьяка). Интересно, что иссле дования состава меди других известных колоколов России не дали положительного результата на со держание золота и серебра в их сплавах. Гавриил Батеньков, декабрист, написал: «Слы шу: Царь-колокол твой звоном трезвонит,/ Вижу: ядро из Царь-пушки летит...»1 Наконец, на Поместном соборе-2009 состоя лась и моя встреча с Царем всех известных миру колоколов —Царь-колоколом. Смотрела я на него и в какой-то момент услышала, как прокатился по Соборной площади его густой раскатисто-басис тый «Бум-м-м...», и подумалось, а может благо, что пострадал он в свое время при пожаре, став насто ящим памятником всем разбитым колоколам на Руси. А иначе в 30-е годы, кто знает, пришли бы в Кремль злопыхатели и скинули его, как скидыва- ' Батеньков Г. «Ветер по стогнам твоим опавшие гонит». 9 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz