Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.

На пути к счастью .. В новой книге известной мурманской писательницы Надежды Большаковой представлены два романа - «Алхалалалай» и «Письма в школьных тетрадках». Роман «Алхалалалай» впервые вышел в Мурманском книжном издательстве в 2003 году и сразу занял в литературе края особое место. Это первый роман писа­ тельницы и первый роман в саамской литературе. Интересен факт, что весь тираж был раскуплен за пять месяцев, поэтому переиздание романа даст возможность многим читателям впервые познакомиться с этим ярким произведением. Среди первых откликов на «Алхалалай» известны две рецензии: В. Некрасовой, которая оценила роман как «талантливый и увлекательный», и Н. Хрусталевой, кото­ рая предсказала ему стать раритетом. Обе сходятся во мнении, что это произведение - творческая находка Большаковой. Остальные отзывы остались на уровне впечатле­ ний и разбросаны в личных письмах, беседах, выступлениях. Есть и еще одно инте­ ресное замечание о произведении: роман обращен к сердцу читателя, проникает в душу, захватывает полностью и до конца держит в напряжении и восхищении. В предисловии автор говорит о том, что это роман-эссе о любви героев и о судь­ бах народов. Однако хочется не согласиться с таким однозначным определением жанра. С полным правом произведение можно отнести к роману-путешествию, так как вслед за героями мы оказываемся то в далеком 17 веке, то возвращаемся в наше время, перемещаемся и в пространстве, совершая путешествие с Кольского полуо­ строва на далекую Камчатку. Жанр романа можно определить и как социально-поли­ тический, так как в нем остро ставятся проблемы коренных народов и современной жизни; и как любовный, ведь в центре повествования - судьбы героев, которых автор проводит через испытания этим большим чувством. Роман можно определить и как этнографический из-за большого количества этнографического материала, пред­ ставленного в нем. В то же время это - роман-луввьт, роман-йойка, роман-гимн о любви к жизни, своему народу, к истории своего народа, к мужчине, женщине, мате­ ри, Родине... Поэтому можно говорить о синтезе нескольких жанров в произведении. Идея романа заключена в мысли, что жизнь без любви пуста, без любви во всех смыслах, жизнь без корней своих обречена, выход из многих проблем коренных народов - в их единении. В заголовок романа вынесено магическое ительменское слово «алхалалалай», что значит «праздник очищения от грехов и благодарения природе». Заголовок не вызывает у непосвященного читателя никаких культурно-исторических ассоциа­ ций, но интуитивно в этом слове мы слышим какой-то призыв. Словно с далекой Камчатки долетает он к нам, символизируя собой похожесть ительменской и саам­ ской культур. Повествование в романе заключено во временные и пространствен­ ные рамки, границей которых являются древние священные праздники: Имание оленей у саамов и Алхалалалай у ительменов. Ключевым словом в названии явля­ ется слово «праздник». Оно позволяет нам понять основную мысль произведения: праздник - это когда от грехов очищается душа, когда сливаешься с природой, ког­ да любишь и даришь себя любимому, когда он дарит тебе себя. Праздник - сквозной 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz