Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.
От св ои х со р о ди ч ей он а отличается огр ом ны м т р у д олю би ем , ц ел е у с т р ем л е н но стью , д ея т ел ьн о стью . Кипучая натура А л ек сан дры п о с т о я н н о ищ е т д ел а . П ор ой д аж е забы ваеш ь о е е в о зр а ст е. Вот таких бы лю д ей п о б ол ьш е са ам ск ом у м и р у - и с тин ны х п а тр и о тов , с чув ством со б с т в ен н о г о д о с т о и н с т в а , с о гр ом ны м ч ув ством л и ч н ой о т в е т с тв ен н о с ти п е р е д н а р о д ом св оим ,гл я диш ь - и м ен ьш е то гд а бы лобы п у ст ой бол т овни . В 1996 го д у и з н орв еж ск ой ц еркви Карашьёка в Л о в о зер о п ри ехал пасты рь . П о см о тр еть , как р о сси й ск и е саамы живут, в ерят ли о н и в Бога, чи таю т ли Библию . Увидел - верят, чи таю т ... А у зн ав , что в се л е ж и в ет с о зд а т е л ь н и ц а са ам ск о го бук варя, приш ел к н ей с п р е д л ож ен и ем п ер ев е с т и на са ам ск и й я зы к д ет ск ую Библию . А л ек сан др а согласилась , хотя и загруж ен а р а б о той была св ер х в сякой м еры : пи сал а н овы е уч еб ны е п о со б и я , к к аж д ом у ч етв ер гу на са ам ск ом я зы к е готовил а д л я р а д и о ч асовы е п ер е д а ч и , заним ал а сь п ер ев о д ам и сти хов р а зны х ав тор ов . Да и лю ди в е е д о м е в т о вр ем я н е п ер ев о ди л и сь . Текстына са ам ск ом я зы к е пи сал а от руки - п и ш ущ ей м аш инки с са ам скимш риф т ом то гд а у н е е и в п ом и н е н е бы ло. П ер ев о ди т ь «Библию дл я д е т е й » стала уры вк ам и ,н о ч е р е з год п е р е в о д уж е был готов. Мне и н т е р е сн о , а н е столкнулась ли о н а с т р у дн о ст ям и , в едь н ек о т оры х б и б л е й ски х п он я ти й саам ский я зы к н е п о д р а з ум ев а е т в о о бщ е . И вн овь А л ек сан др а стала рассказывать: - Н айти н о в о е слово - эт о в едь ц ел о е со бы ти е. Вот, н а п р и м е р , в Би блии п о с т о я н н о в стр ечается сл ово «пророк». Как его о б о зн а ч и т ь п о -с а ам ск и ? И п р ед ст авл я еш ь , нашла - я лм уж эв т э су й й н эй . Вот сколько п о н а д о б и л о с ь слов , ч т о б о б о зн а ч и т ь о д н о . С са ам ск о го п р о р о к - «чел ов ек , ви дящ ий ж и зн ь н а п е р е д , или в п е р е д ви дящ ий » . П ри зн алась , ч то взялась за п ер ев о д д е т ск о й Библии п о т ом у , ч то душ а у н е е б о л и т за св ой н а р о д , за д е т е й . П о в ер хн о стн о гов ори т ся о Боге у н а с. М н ого , н о п о в ер х н о ст н о . Она ж е хочет, ч тобы са ам ск и е лю ди вн овь , как и 4 0 0 л е т н а за д , когда п р и н им ал и Х ри ста, стали бы д о б ры м и , и зж и л и и з св о и х д уш а гр ес сию д р у г к другу, склоки , зл обу. С д р у г о й ст ор оны , он а р а д а , что в э т и х н еб ол ьш и х б и б л ей ск и х р а сск а за х см о г ла оставить п о т ом к ам свя зн ую саам скую р ечь. Словари сл ов ар ям и , н о о н и н е д аю т п о л н о го п о н и м а н и я , как п р и м ен и ть сл ов о в т ом или и н ом т ек ст е, а Библия в б у д у щ ем ст ан ет дл я саам ск и х сл ов есник ов н а ст оящ им п о д сп о р ь ем . Уже п о сл е п е р е в о д а Би блии п ер ев е л а м о л и т в у «С им вол в еры » , п о в е с т ь А ск ол ь д а Б аж ан ова «Б елый ол ен ь » , м о и кни ги «П о д ар ок чайки » и «П р и к лю ч ен и я мы - ш онк аУ дл эсьК ебпьля» , б о л е е т р и д ц а т и сти х о в С ергея Е с ен и н а , сти х и д р у г и х р у с ск и х и с о в е т ск и х п о э т о в , п о в е с т ь ш в е д ск о й п и са т ел ь н и цы А ст р и д Л и н д г р е н «П еп - п и - д л и н ны й чулок». Спраш ивается , п о ч ем у э т о т ч ел ов ек о т д а е т столько в р ем ен и н а п ер ев о ды д р у ги х а в тор ов , забы вая п од гот ови ть п о д ст р о ч н и к и к со б с тв ен ны м сти х ам ? А о т т о г о , ч то т ем о й в сего е е творч еств а стала т ем а боли . Боли за са ам ск и й я зы к , за св ой н а р о д , за т ундру, п ер еп а х а н н ую гу с ен и ц ам и в е з д е х о д о в так, ч то н е д ож д а т ь ся ,к о г д а т еп ер ь н а н ей вновь ягельвырастет, за о л ен ей -к о рм и л ь ц е в , которы х б е с п ощ а д н о б р а к о ньеры унич тож аю т , и за м н о г о е , м н о г о е д р у г о е . П о т ом у и п ер вы й с б о р н и к е е сти хов н азы в а ет ся н е и н ач е, как «Моя боль». 648
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz