Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.

город становился уже тесным, замурованным в каменные стены... Но Павел пони­ мал: сначала доучиться должен, чтобы вернуться в родное село дипломированным учителем. Подъезжая к станции, Павел увидел поджидавшую его оленью упряжку, и горя­ чая волна радости охватила все его существо. Согрела своим теплом после долгой разлуки уже не бывшего ученика, а молодого преподавателя географии Павла По- ликарповича Юрьева. Беззаботная юность уступила место сосредоточенному труду. В сентябре 1960 годаначала свою жизньЛовозерскаяшкола-интернат, а 1 мая 1961-го шефы - Ловозерскаягеолого-разведочная партия - подарили интерна­ ту коллекцию минералов. И возникла у педагогов навязчивая мысль о создании школьного краеведческого музея. Когда идея дошла до воспитанников школы-ин- терната, они стали приносить в кабинет краеведения предметы домашней утвари: деревянные ложки, миски, чайную деревянную посуду и даже медный самовар... Работа по оформлению музея стала вестись более активно, когда в ноябре 1963 года в школу пришел новый учитель географии, коренной ловозерец Павел Поли- карпович Юрьев. С его приходом точно новая струя влилась в жизнь музея. Под­ ключил он к сбору экспонатов не толькоучеников и учителей, но ижителей села, которые несли одежду национальную, обувь, домашнюю утварь, альбомы с фото­ графиями, гербарии, коллекции полезных ископаемых... Пришел поглядеть на зарождающийся музей и 74-летний рыбак Ефим Исаа­ кович Юрьев, отец будущей саамской сказительницы Софьи Якимович. Принес в подарок саамскую рыболовную сеть, которой рыбачил более тридцати лет. Сетка сплетена была из простых ниток, ав качестве грузила использовал старый рыбак череп оленя и камень, обшитый берестой. Юные краеведы, по рассказам старожилов,стали записывать и историю села Ло- возера, вести летопись школы-интерната.Вели раскопки в районе часовни и обна­ ружили много предметов старины. Вшкольном возрасте, в 8-м или 9-м классе, побывала на экскурсии в музее шко­ лы-интерната и я. Располагался он тогда на втором этаже и поразил меня своими удивительными вещами, теснившимися в одной, хоть и большой,казалось, комна­ те. В 1969 году школьный музей посетило уже более двух тысяч человек. Приезжали его смотреть и сотрудники Мурманского областного краеведческого музея, горячо одобрив идею ловозерцев. И собирательство захватило Павла Поликарповича полностью. В музее он про­ водил почти все свободное время. Вместе с ребятишками что-то мастерил, уста­ навливал, реставрировал. Радовался каждому новому предмету, видя в нем чью-то отдельную судьбу, историю маленького саамского народа. Далее школьный музей переместился в районный Дом пионеров, став родона­ чальником нынешнего Музея истории, культуры и быта саамов, филиалом Област­ ного краеведческого музея. А у Павла Поликарповича новая идея - создать кружок «Юный оленевод»как еще одно из направлений краеведения. И стали дети оленеводов учиться управлять оленями, своими руками упряжь мастерить, пастушить по-взрослому и завсе ответ­ ственность нести. По такому случаю совхоз «Тундра» даже стадо отдельное выделил. 644

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz