Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.

в портрете настолько точно, что я так и не понял, как это у меня получилось. За два сеанса написал второй портрет - Филиппа Яковлевича Чупрова. Авот выразитель­ ное лицо Митрофана Васильевича Терентьева написать так и не смог. Принимался несколько раз - не вышло. Почему?Понять так и не смог. А женские портреты у него писалисьеще трудней... И всегда мечтал Иван свой домиметь. Была у него квартира, но за восемь лет он так к ней и не привык. Решил свой, деревянный ставить. Долго проект готовил, уйму журналов перелистав. Наконец построил. Причем все своими руками масте­ рил. Большой, просторный получился дом, с сауной, камином, мастерской - един­ ственный подобный в Ловозере. Жена Наталья - хозяйка в нем. Когда я в гостях у них была, в большой комнате незаконченная картина стояла - «Лунная ночь втун- дре», ждала, когда художник от дел суетных освободится для ее завершения. А дела нешуточные, работал он помощником главы администрации Ловозерского района по национальным вопросам... 15 августа 2011 года Ивана Михайловича не стало... « И Д И , З А М А К С И М О М ЗА Х А РО ВЫ М НЕ П РО П А Д ЕШ Ь » (Мария Ивановна Захарова) Марию Ивановну Захарову, рожденную 17 марта 1922 года, в Ловозере зналивсе как великую мастерицу и песенницу, и достались ей эти таланты от родителей, ко­ торые и рукастыми были, и пели хорошо. Семья Пелькиных, родословную откоторых вела Мария Ивановна, испокон века тундрой жила, оленеводством. Втундре и дети рождались. Марии Ивановне тоже счастье тундрой жить досталось, много лет ей отдала. Сначала с родителями, затем с мужем. Хоть и нелегкой оказалась судьба, но оптимизма Марии не занимать. Многие годы радовала она своих слушателей песнями, печальными, душевны­ ми, добрыми. Да и шила с раннего детства. В14 лет уже выкройки делала, по кото­ рым меховые изделия шила. Загляденье одно! В те года в тундре ни тебе музыки, ни развлечений, родителей и тех дети не часто видели. Вот так сидят в чуме сестры Пелькины, пимы, каньги, яры27расписные шьют, перьвески, печки28, устанут шить - играть бегут. Рога оленьи поделят и с песнями друг к другу в гости «ездят». Или барана вьючить начнут, чум маленький строят... Так и жили. Мать Марии Ивановны с 12 лет в пастухах ходила. Всю работу, что мужчины делали, и она делала. Крепкой женщиной была. Только хозяйством заниматься ей некогда было,и ложилось это на плечи десятилетней Машеньки. Вспоминала о тех днях Мария Ивановна с улыбкой: - Сама-то я небольшая, трудно с братом маленьким управляться. Я его в саам­ скую люльку кое-как уложу, коленом прижму и давай ноги перевязывать. 27 Яры - (ерь) - сапоги с длинными голенищами. По форме они напоминают пимы, лишь носок приподнимался несколько кверху. Сверху к ерь пришивались огузенья из замши, надеваемые вместо штанов, с застежкой сбоку. 28 Печок - (пеццк) - глухая темно-коричневая одежда, сшитая из оленьих шкур годовалого теленка (неблюя). 641

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz