Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.

крестниц, но меня она первой крестила, потому и знаки такие подавала. Когда я училась в классе пятом-шестом, узнала, что в гости к нам приходит во­ все и не тетя Соня Якимович, а моя крестная мать. Мама сказала: - Какая она тебе тетя, она твоя крестная мать. - Если не тетя, то как же мне ее звать?- с удивлением спросила я. - Крестной и зови,- сказала мама. И с тех пор, как увижу ее, бывало, издалека кричу: - Крестная, здравствуй! Люди оборачиваются, никто в те годы вот так вовсеуслышанье подобных слов не произносил. Крестная подойдет, обнимет меня и скажет: - Какая ты у меня, крестница, умница, что крестной меня зовешь, другие крестни­ цы все тетя Соня, тетя Соня, а ведь я им тоже, как тебе, крестной матерью довожусь... С А АМ С К А Я С К А ЗИ Т Е Л Ь Н И Ц А Вначале XXвека Г.Гёбель заносчиво писал: «Последний из лопарей едва ли найдет себе поэта, который прославил бы его; он не будет окружен поэтическим ореолом; в один прекрасный и неизбежно близкий день он исчезнет совершенно незаметно». Ошибся орнитолог. Саамский народ не только нашел себе поэтов и писателей, спо­ собных оценить культуру его, но и сам щедро передавал поэтические предания своей ста­ рины ученым и этнографам XVIII-XX веков. И фольклорный материал был собран в до­ статочном количестве, чтобы дать представление о верованиях и жизни древних саамов. Первая саамская поэтесса Октябрина Воронова в статье «Сказки и песни кольских саамов» писала, что самьмоаййнас, то есть сказки, с богатой фантазией, большим ма­ стерством и вдохновением, неторопливо рассказывали и мужчины, и женщины, мо­ лодые и старые. Все зависело от того, насколько развито было у сказителя воображе­ ние, кругозор, образное восприятие тех или иных явлений природы. Слушая их, каж­ дый мог побывать в мире образов, созданных художественной мыслью сказителей. После войны голодно жить, и пришлось Софье, закончив седьмой класс, в 1957 году, как раз в год моего рождения, пойти работать на стройку. Поначалу тяжело приходилось, работала бетонщиком, землекопом, ездила дорогу строить. С детства в ней уже было заложено творческое начало, да только воплотить его смогла лишь на пенсии. Все началось с перевода саамских сказок из книги «Семи­ летний стрелок из лука». Затем стала и свои сочинять. Братья и сестры - первые слу­ шатели, помощники. То словцо забытое подскажут, то сюжет какой. Пришел однаж­ ды к Софье брат Алексей, сидит, табак нюхает да мужу сестры, Василию, предлагает: «Покури-ка моего, он не хуже твоего». Услышала Софья, подивилась, как складно у брата вышло, и решила про табачок сказку написать - «Лэн - мальчик с пальчик». Другая сказка родилась, когда в Мурманске Софью Нина Афанасьева спросила: «Как будет по-саамски веснушка?» Не знала Софья слова, а оно уже покою не дает. Ре­ шила сказку придумать о веснушке и за саамским вариантом к старшей сестре пошла. Агафья в семье с 1920 года рождения, да и она не сразу вспомнила. Но слово все же на­ шлось - «чарьм» - веснушка по-саамски будет, а сказку «Солнышкины слезки» назвала. Другое слово, которое у Софьи спросила Александра Антонова, оказалось «сосуль­ ка», и опять - поход к Агафье-сестре. И новая сказка - «Плач сосульки» - «чуэльчем». 629

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz