Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.

лото, за небо и солнце над головой, за освежающий ветерок и, конечно, за первую северную ягоду - морошку. А по-саамски она называется «луэман», замечательно и солнечно. Мы, люди, интересные существа - гордимся своими званиями, а при­ рода все равно остается совершеннее нас, созданная Господом прежде человека, и потому не она нам кланяется, а мы ей, в пояс, до самой земли, чтобы одарила нас, грешных, своими дарами. «Собери меня», - вдруг ни с того ни с сего услышала я тонюсенький голосок, про­ звучавший во мне. Что это? Галлюцинация? И вдруг много-много тоненьких голо­ сков закричали наперебой: «Собери меня!Собери!» Ах, Боже мой, да ведь это голос морошки мне слышится, и я кланяюсь ягодам, преследуемая этими голосками до конца нашего сбора. Ядаже немного притомилась от них и оттого, что приходилось поминутно ягоде кланяться. Но как приятна эта физическая усталость, как радост­ но, что ведро твое полнехонько морошкой! Чтоб руки не оттягивало, в рюкзак его. Иду по тряской болотине и думаю: а если провалюсь, тяжесть-то за плечами какая?! И тут вспомнился Иисус, как Он по морю ходил и не тонул, и бодро с именем Господа шагаю далее, мурлыча себе под нос какую-то радостную песенку... К А К М ОЮ БА БУШ КУ Н А Ц И О Н А Л Ь Н О С Т И ЛИШ И Л И , А М А М У РУССКОЙ ЗА П И С А Л И В 1994 году 30 марта в газете «Ловозерская правда» на целую полосу у меня вы­ шла статья «Что такое саамщина, или моя головная боль». В ней я пишу, как в Кон­ венции о саамском парламенте меня возмутило предписание о том, кто вправе считаться саамом, цитирую: «... если родители - саамы; если один из родителей саам, если дедушки и бабушки саамы, то внуки тоже вправе считать себя саамами...» Все вроде правильно записано, но за многие годы из-за саамских лидеров мне не раз пришлось испытать себя чужаком. И казалось бы за что? Ни в какое их управ­ ление я не лезу, никого не заставляю себя саами признавать... Оказалось, это за то, что посмела на саамские темы сначала сказки написать, затем рассказы о своем ловозерском детстве, а после и вообще за этнографическое исследование саамской жизни взялась... Даже у моей крестной Софьи Ефимовны Якимович и ее родной се­ стры Анны Ефимовны Новохатько спрашивали, каким боком я к саамам отношусь. И те говорили, что самым прямым: по своей бабушке и матери. Но, как оказалось, и это было малым аргументом для лидеров саамских. Вот в статье своей я все и вы­ сказала, что по этому поводу думала... Просила маму показать мне документы, доказывающие ее и бабушкино са­ амское происхождение. Мама сказала, что разочарует меня. Достала бабушки­ но, повторное, от 26.01.1951 года «Свидетельство о рождении», и я, к своему удивлению, увидела, что в графе «национальность» у ее отца и матери стояли прочерки. - А разве так может быть? - спросила я, потрясенная, маму. - Почему прочерки, они что, инопланетяне? - Почем я знаю. В моем, например, «Свидетельстве о рождении», тоже повтор­ 613

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz