Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.

другие причины нашлись, только сейдозерское болото встретило нас 16 сентября янтарно-солнечной морошкой, а лес - полянами чернично-брусничными, да еще редкой в Заполярье земляникой. Вот вам чудо природное - июльская морошка с августовской черникой в середине сентября с брусникой встретились. И когда я через двадцать восемь лет в сентябре 1996-го вновь пришла на Сей­ дозеро, где вот уже несколько лет подряд у нас на Мурманской земле ищуттаин- ственную Гиперборею, то, подойдя к воде, зримо увидела, как озеро вертикально поднялось ко мне. Словно сам Сейд встал передо мной прозрачно-молочной тенью и поприветствовал свою уже взрослую дочь. Ребята на третий день решили пойти по горам 40-километровым маршрутом к озеру Райявр поснимать виды его. Нас с Ниной Сухановой не взяли, сказав, что такой переход женщинам не по силам, мол, собирайте чернику пока. Но мы не за тем на Сейдозеро шли, чтобы ягоды собирать, решили свой марш-бросок совер­ шить - на Нинчурт гору. Путей не знали и карабкались, точно обезьяны, хватаясь за кусты. Когда преодолели крутой подъем, радовались, точно малые дети, обозревая с горы весь сейдозерский простор. А спускаться-то как? И пришло решениеущельем идти. Путь не из легких. Если б с горы на пологий спуск по ущелью сразу вышли, то и никаких проблем не знали бы, а мы чуть не наполовину вниз прошли и только тогда по отвесным стенам ущелья решили попробовать спуститься,а затем по ру­ чью перейти на другую сторону. Легко сказать, а когда зависнешь над пропастью и под ногами камни ходуном ходят, тут не до смеху. И все же с Божьей помощью, с выкупом земли монетами по саамскому обычаю, держась за корни карликовых берез, мы все же преодолели скальную стену и спустились, ничего себе не повредив. Когда к лагерю подошли, стали парней ждать, а их нет и нет. Уж и ужин остыл, и все поленья прогорели, и чернота ночи, точно саваном, окутала, а они все не идут. Где-то и жутковато сделалось без них-то сидеть. И решили мы поваленное дерево на дрова пилить, все дело от безделья, да и не так страшно. Я на шею шахтерский фонарик повесила. А затылком чувствую чей-то взгляд на себе, но не оборачива­ юсь. В этих местах лучше назад не смотреть, вдруг увидишь то, с чем твоя душа от страха не сможет справиться. Одно утешение - Нина пилит спокойно, значит, страшного ничего нет, но взгляд кого-то или чего-то невидимого еще долгое вре­ мя будет преследовать меня на озере. Хотя я точно знала, кто бы это ни был, мне худого он не сделает. Когда дрова напилили и вновь разожгли огонь, услышали лай Топика. Наши молодцы только в двенадцатом часу ночи и заявились к лагерю, по темноте-то им тоже нелегко было идти, только по плеску воды и ориентировались, пока до подвесного моста не дошли. И рассказывали о своем путешествии только в восторженных тонах. Были на вершине Северного Тавайока, где им открылся вид на водораздел Ба­ ренцева и Белого морей. Мы с Ниной удивлялись - как так? Аребята смеялись, гово­ ря: «Река Воронья из Ловозера в Баренцево море впадает, а река Умба из Умбозера - в Белое. С той точки и Кейвы10краснощельские видны, и Хибины11кировские...» 10 Кейвы - возвышенности Кольского полуострова. 11 Хибины - горный массив Кольского полуострова, высота которого достигает д о 1191 598