Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.
тер и тачка. Кирпичи строители подавали наверх, выстроившись в цепочку. Хоть и трудно было строить, но, по воспоминаниям отца, работалось весело. В 1959 году работал в бригаде девчат-строителей инструктором. А с 1961 года и до самой пенсии, до 1988-го, был бригадиром самой большой комплексной бригады в Ловозерском районе. В Ревде, после того как отец ушел на пенсию, уже никто дома не строил. Говорил: «И что я, дочь, за 35 лет только ни строил: и фабрику обогатительную на Ильме, и умбозерский комплекс, и совхоз, а уж жилых домов и в Ревде, и в Ловозере, и в Оленегорске, и в Ковдоре не счесть, сколько поставил...» Постепенно с лица поселка стали исчезать старые деревянные бараки, а на их месте появляться красавцы пяти- и девятиэтажки. Появились новые улицы. И если раньше центральной улицей у нас была улица Победы у Клуба «Горняков», на кото рой стоял сначала, по рассказам отца, памятник Сталину, затем пионеру с пионер кой, а после каждый Новый год просто устанавливалась ёлка, то теперь централь ной улицей Ревды стала улица Капитана Кузина, экипаж которого в годы войны разбился на Поное. Так мой отец Фомин Павел Петрович ни разу из «Ловозерстроя» никуда не ухо дил. Повторюсь, у него в районе была самая большая бригада, около семидесяти человек, о которой постоянно писали в газетах, и об отце писали как лучшем бри гадире. С 1959 года он еще и коммунистомбыл. Сейчас что только не услышишь про коммунистов, но, глядя на своего отца, я скажу, что если бы все были такими же честными и работящими, то никогда никто про коммунистов слова плохогоне сказал бы. Часто отец награждался Почетными грамотами, медалями. С 1977-го его портрет постоянно висел на Доске Почета и был напечатан в Книге Почета Района, неоднократно отец становилсяпобедителем проводимыхтогда социалистических соревнований, награжден орденом Трудовой Славы III степени. И ему, единствен ному в Ловозерском районе, присвоено высокое звание «Заслуженный строитель РСФСР», а в 1998-м одному из первых и высокое звание «Почетный гражданин Ло- возерского района». ПРОДАННЫЙ РЕБЕНОК В младенчестве мама с бабушкой продали меня в чужую семью, чтобы сохра нить жизнь, чтобы я не умерла, как мой старший братик Миша. Есть у саамов такой обычай. Если дети в семье умирают - надо совершить обряд продажи. Продают за пятак первому встречному или в большую семью, где никто из детей не умирал. Тот, кто покупает ребенка, должен подержать его на руках и воз вратить родителям. Считается, что настоящие родители его теперь взяли как бы на воспитание. Семь лет при этом надо хранить обет молчания. Таков обряд... Так у саамов из поколения в поколение и ведется: проданные дети продают сво их, чтобы тем самым выкупить у судьбы им жизнь и здоровье. Суеверие это или еще что, но и я, родив дочку и сына, продала обоих за пятак в 588
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz