Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.
На том живем-держимся». Взаимоотношения бабушки и внучки - яркий пример передачи знаний от поколения к поколению в традиционном саамском обществе. Бабушка делится и заветами своих родителей :«Семь раз головой подумай, что язык твой выкинуть хочет. От хороших слов глаза блестят, сердце поет. От злых, грубых слов - брови сходятся. Тяжелое слово человека убить может...» («Старики ушли с островов»), «Помни, внученька, земля - мать родна. Землю пожалеешь - станешь мудрей. Воду чти, без воды человек что пень сухой. Воду испьешь - молодость вер нешь. Вода рыбку дает, рыбку съешь - умной станешь» («Тоска по озеру»). Н.Большакова много размышляет о своих корнях - по материнской и отцовской линии, о скоротечности жизни, о любви к родине, о счастливом детстве. Писатель исподволь подводит нас к выводу: отлучение от традиционного образа жизни при водит к необратимым последствиям - разрушается нравственность этноса. Вывод звучит из уст бабушки, символизирующей мудрость саамского народа: «Сейчас саа мам чужие дела навязали, свои исполнять некогда. Вот народ и меняется на глазах» («Баба Настя»). В результате нарушается самый главный закон саамской жизни - за кон гармоничного существования человека и природы: «Как старики наши ушли с островов, так те словно умерли, будто кто острова на замок закрыл» («Баба Настя»). Не обошла писатель и тему репрессий, о которых узнала уже взрослой, что пра дед Федот Галкин и дед Петр Фомин былипосажены в тюрьму по необоснованным обвинениям. О трагедии коллективизации скупо повествуется через историю жиз ни двух дедов писателя. Автобиографические рассказы Н. Большаковой отличает исповедальность. Пи сатель не боится открывать свой внутренний мир, через который становится до ступной окружающим. В повествовании она искренна, максимально точна факто логически, кроме того, сопрягает события своей жизни с событиями в стране. Третью часть сборника составляют очерки, посвященные саамским людям, с которыми Н. Большакову свела судьба и которые оставили яркий след в ее памяти: Якову Ивановичу Юшкову,Павле Ивановне Коньковой, Ивану Михайловичу Галки ну, Марии Ивановне Захаровой, Павлу Поликарповичу Юрьеву, Александре Андре евне Антоновой.Люди эти значимы в той или иной степени и для саамского народа, поэтому рассказы о них Большаковой имеют огромное значение и представляют интерес для саамов, ведь многие из них помнят героев очерков. Четвертая часть сборника -дань памяти людям, которые внесли значимый вклад в изучение культуры коренного народа Севера. Это Захарий Ефимович Черняков, легендарный для саамов человек, автор первого саамского букваря, созданного на латинской графике в 1933 году; Василий Георгиевич Мужиков, историк, краевед, составитель и редактор «Географического словаря Кольского п-ова»; и, конечно же, Георгий МартыновичКерт, посвятивший себя изучению саамских диалектов на тер ритории России, с ним Надежду связывала долголетняя дружба. При всей личностности и субъективности Надежда Большакова пишет не только свою биографию, но и биографию своего рода, поселка, которая отражается в судьбах каждого из героев. Вее рассказах тесно переплетаются время личное и время истори ческое, душевная жизнь персонажа-рассказчика и духовная жизнь своего рода. Виктория БАКУЛА 570
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz