Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.

На том живем-держимся». Взаимоотношения бабушки и внучки - яркий пример передачи знаний от поколения к поколению в традиционном саамском обществе. Бабушка делится и заветами своих родителей :«Семь раз головой подумай, что язык твой выкинуть хочет. От хороших слов глаза блестят, сердце поет. От злых, грубых слов - брови сходятся. Тяжелое слово человека убить может...» («Старики ушли с островов»), «Помни, внученька, земля - мать родна. Землю пожалеешь - станешь мудрей. Воду чти, без воды человек что пень сухой. Воду испьешь - молодость вер­ нешь. Вода рыбку дает, рыбку съешь - умной станешь» («Тоска по озеру»). Н.Большакова много размышляет о своих корнях - по материнской и отцовской линии, о скоротечности жизни, о любви к родине, о счастливом детстве. Писатель исподволь подводит нас к выводу: отлучение от традиционного образа жизни при­ водит к необратимым последствиям - разрушается нравственность этноса. Вывод звучит из уст бабушки, символизирующей мудрость саамского народа: «Сейчас саа­ мам чужие дела навязали, свои исполнять некогда. Вот народ и меняется на глазах» («Баба Настя»). В результате нарушается самый главный закон саамской жизни - за­ кон гармоничного существования человека и природы: «Как старики наши ушли с островов, так те словно умерли, будто кто острова на замок закрыл» («Баба Настя»). Не обошла писатель и тему репрессий, о которых узнала уже взрослой, что пра­ дед Федот Галкин и дед Петр Фомин былипосажены в тюрьму по необоснованным обвинениям. О трагедии коллективизации скупо повествуется через историю жиз­ ни двух дедов писателя. Автобиографические рассказы Н. Большаковой отличает исповедальность. Пи­ сатель не боится открывать свой внутренний мир, через который становится до­ ступной окружающим. В повествовании она искренна, максимально точна факто­ логически, кроме того, сопрягает события своей жизни с событиями в стране. Третью часть сборника составляют очерки, посвященные саамским людям, с которыми Н. Большакову свела судьба и которые оставили яркий след в ее памяти: Якову Ивановичу Юшкову,Павле Ивановне Коньковой, Ивану Михайловичу Галки­ ну, Марии Ивановне Захаровой, Павлу Поликарповичу Юрьеву, Александре Андре­ евне Антоновой.Люди эти значимы в той или иной степени и для саамского народа, поэтому рассказы о них Большаковой имеют огромное значение и представляют интерес для саамов, ведь многие из них помнят героев очерков. Четвертая часть сборника -дань памяти людям, которые внесли значимый вклад в изучение культуры коренного народа Севера. Это Захарий Ефимович Черняков, легендарный для саамов человек, автор первого саамского букваря, созданного на латинской графике в 1933 году; Василий Георгиевич Мужиков, историк, краевед, составитель и редактор «Географического словаря Кольского п-ова»; и, конечно же, Георгий МартыновичКерт, посвятивший себя изучению саамских диалектов на тер­ ритории России, с ним Надежду связывала долголетняя дружба. При всей личностности и субъективности Надежда Большакова пишет не только свою биографию, но и биографию своего рода, поселка, которая отражается в судьбах каждого из героев. Вее рассказах тесно переплетаются время личное и время истори­ ческое, душевная жизнь персонажа-рассказчика и духовная жизнь своего рода. Виктория БАКУЛА 570

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz