Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.

В ПРОСТРАНСТВЕ ЛЮБВИ В сборник рассказов Н. Большаковой включены как уже известные читателю рассказы, вошедшие в книги «Тиррв - по-саамски здравствуй!» и «Хлебные горбуш­ ки», так и неопубликованные. От книги к книге память писателя возвращает все но­ вые и новые имена, факты, события. Воспоминания нанизываются одно на другое, структурируются, наполняются все новыми подробностями и не отпускают от себя. Так первая часть сборника становится посвящением роду Галкиных, вторая - Юрьевых, оба -п о линии матери, саами по национальности. Поморская линия пи­ сателя представлена лишь в рассказах об отце, их меньшинство. Это объяснимо: большую часть детства Надежда проводила у бабушки с дедушкой в селе Ловозеро. Во всех переизданиях рассказов на первом месте писатель помещает философскую зарисовку «Куда уходит детство?». Это своеобразный лейтмотив автобиографических рассказов Большаковой. Память как символ связи прошлого и настоящего помогает осознать себя в потоке времени, сравнить себя взрослую, настоящую с маленькой, про­ шлой. Память - возможность переосмыслить многое из того, что случилось и с самим писателем в детстве, и с ее народом, понять истоки происходящего. Через сравнение своих чувств и чувств пришлых людей к Северу происходит формирование самосо­ знания. География жизни ребенка ограничивалась селом Ловозеро, и сегодня местом традиционного проживания саамов, поселком Ревда (Ловозерский район), где жили родители писателя, и деревней Кушерека Онежского района Архангельской области, родиной отца-помора. Общение с бабушкой Наташей, саами по национальности, от­ крывшей поэтический мир народных сказаний, с саамскими детьми, с которыми На­ дежда проводила все свои каникулы, сформировали в душе ребенка образ и острое ощущение родины: «Откуда им понять, пришлым людям, что вот, например, я считаю себя частью этих гор, берегов, озер, частью тундры. Как же так взять и вырвать себя из Кольской земли? Не приживусь в другом месте, зачахну с тоски». Большое место в рассказах Н.Большаковой занимает образ озера Сейдозеро, ко­ торое становится символом ее малой родины. Это пространство любви, созданное ее бабушкой, тот самый сказочный мир детства, который сформировал мировоз­ зрение и стиль писателя, ее творчество. Надежда знакомит читателя с легендами о Сейдозере: «Говорят, это у вулкана чаша, потому на Иванов день по берегам его па­ поротники цветут, а зимой среди льда ключи кипят косматые. Говорят, что вьют там гнезда лебеди. Они, словно души лопских предков, охраняют озеро от глаз пришлых людей... УСейдозера есть озера подземные, сказывают, и рыба из верхнего Сейдо- зерского озера уходит в подземное, и тогда лови не лови - толку нет! Что правда, а что сказка?»; это и легенда о Куйве, главаре чуди, врагов саамов, который окаменел в скале и стоит, озеро сторожит; это и легенды о жителях Ловозера, как, например, о Васе-лопаре (Василии Хатанзее, в прошлом богатом оленеводе, а теперь старом, никому не нужном человеке). В рассказах представлена саамская народная педагогика. На вопрос ребенка, в чьем доме они остановились для сборов морошки и чьи в нем продукты, бабушка отвечает: «И твои, и мои, и всем по труду - дом родной. Дрова сгорят - новые при­ неси, продукты поистратились - свои положь, не один путник такой едой спасся. 569

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz