Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.
болото переносить не буду». Бежит олень. Обратился бог к нему, а олень голодным был, обессилел и тоже отказал. Все это видел медведь, пожалел бога и перенес через болото. За эту помощь наградил бог его сном в берлоге на время самых холодных месяцев зимы. Оленя на произвол человеку отдал, а волка - проклял. С того време ни саамы и стали медведя считать священным и очень умным зверем. Они серьез но полагали, что медведь может слышать и понимать, так как имеет «двенадцать сил человеческих» и «десять умов мужичьих». Избегали про него дурное говорить и никогда не называли по имени, просто «дедушка». В восстановленном обряде саамы сегодня показывают картины охоты на мед ведя, всякого рода игрища: из арбалета с завязанными глазами стреляют в шкуру медведя, прыгают через нее, метают копья, камни, соревнуются в саамской борьбе, метании аркана, поднятии тяжестей... Самый ловкий и сильный получает на этом празднике звание «мужчины-медведя». - Интересно. Но мне показалось, что ты как-то с иронией сказала про нацио нальные праздники. - Как я могу говорить с иронией, когда понимаю: не восстанови мы дедовские традиции, духовную культуру наших народов, потеряем и то, что имеем. Здесь, Пе рий, не ирония, скорее мое раздвоение: к кому себя причислять. Ты думаешь, мне не хотелось бы, как тебе, что-то возродить? - Так в чем дело? Сама же говорила, что у вас национальный центр есть. - Он - в Луйяввре, а я - в Мурманске. Не все так просто и однозначно. - У нас в старое время, как описывал Стеллер, если кто-то медведя убивал - при глашал всех своих друзей с семьями, усаживая по кругу. Раздевался почти догола и просил развести огонь. С кем-то из гостей сдирал с медведя шкуру, полосками срезал жир и укладывал в котел с водой, затем срезал таким же образом мясо и, наконец, внутренний жир. Во время этого кто-то обязательно начинал танцевать, выходили даже самые древние старики. Когда еда была готова, охотник вновь уса живал гостей и угощал. Но процедура угощенья была тоже довольно своеобразной. Он брал в левую руку полоску жира, в правую нож и шел от одного гостя к другому. Сунет в рот человеку жир и говорит: «Берегись!», а гость в ответ ему: «Сипанг», то есть «О, несчастье!» После этого охотник отрезал кусок жира и гость ел его. Когда все съедалось, охотник проносил перед гостями объеденную голову медведя, украшен ную венком из осоки и разными безделушками. Вот так! - Тоже интересно, - сказала Настя. - Интересно, потому что любой старинный обряд - это магическое действо, в которое люди неукоснительно верят. Вот эта их вера веками и сохраняла обрядовые праздники народов, передавая огромные знания предков подрастающему поколе нию, тем самым воспитывая и обучая жизни. И если мы сегодня не будем возрож дать их, мы ничего не добьемся. - А я , Перий, и не спорю. - Смотрю я на тебя, Настена, и кажется мне, что ты сама себе сложности наприду- мывала. Проще живи. Организуй своих саамов и воплощай с ними задумки разные. - Смешной ты, Перий. Саамы наши уже давно организованы. ИАссоциация у нас саамская есть, и президент. Только я среди них чувствую себя чужой. Но что-то у нас 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz