Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.

Нет, она, конечно, жила, но делала это, словно исполняя некую обязанность, без радости и удовольствия. Надежда возвращала ей интерес к жизни, зажигала вну­ тренний огонь ее плоти. Но не только слова деда давали надежду, была еще одна причина - нуэйт Белый День. Об этом нуэйте по их местности ходили легенды. Был он самым молодым из всех существующих по той поре нуэйтов и казался Варван на целую голову выше остальных мужчин. Его длинные, спускавшиеся на плечи черные прямые волосы делали лицо будто выточенным из кости, а большие карие глаза, казалось, храни­ ли множество тайн и, словно в омут, затягивали смотревшего в них. Неосознанно Варван чувствовала, какой силищей обладал этот человек, потому как его сдержан­ ность и неулыбчивость одновременно притягивали и отпугивали. Она не выкрикивала слова молитвы богу Пеййву открыто, как делали другие, а, низко склонив голову, пришептывала, умоляя светило услышать крик ее души, который на самом деле был громче всех других взываний к богу. Он прорывался сквозь небо, летел навстречу солнцу в надежде быть услышанным. Лишь на минуту приподняв голову, она увидела нуэйта стоявшим во весь рост, с развивающимися на ветру волосами. Увидела и залюбовалась. Его глаза были за­ крыты, руки протянуты навстречу холодному светилу. Все в его позе и выражении лица говорило, сколь напряжен был для него этот момент. Он смотрел в лицо бога Пеййва своим внутренним зрением. Убедившись, что ни одна тень не наползла, не заслонила от него солнце, нуэйт наконец всех известил о принятии жертвы богами. По кругу саамов прошел вздох облегчения. Варван тоже радостно вздохнула. Что-то подсказывало ей: молитва услышана, а этот праздник и правда ее судьба! Вынув жертвенное мясо из котла, Белый День стал раздавать его людям, произ­ нося как заклинание: «Это пища бога Пеййва». Саамы принимали пищу и повторя­ ли за ним: «Это пища бога Пеййва». Когда мясо было съедено, люди снова молились. Теперь они обращались к богине оленьих стад и богу воды. Саамы благодарили бо­ гов за то, что те сберегли оленей на пути к морю и обратно, утоляли их голод и жажду. Когда и эта молитва была произнесена, нуэйт стал разливать мясной отвар. Он подносил его людям со словами: «Это мясной отвар богини Пассь Пуазеннь» или «Это мясной отвар бога Пассь Чадзь». Когда саамы выпили бульон богов, знаткие вместе с нуйтом собрали все до еди­ ной косточки неотелившейся оленихи и в кругу под негромкий напев мужчин пле­ мени погребли их. Жертвоприношение прошло благополучно. Ни одна собака не решилась пере­ ступить священный круг, и тут саамы были начеку. Они очень ценили своих собак, как самых верных и надежных друзей в пастушьем деле, но особой ласки им не оказывали. Когда же вдруг какой-нибудь непутевой псине удавалось из круга ста­ щить хоть одну косточку жертвенного животного, ее тут же ловили и убивали, чтоб забрать эту кость. Ни одна косточка не должна была пропасть, иначе боги не примут жертвы. Но в этот раз все прошло как нельзя лучше, потому что все хозяева собак постарались их накормить до жертвоприношения так, чтобы они и близко не под­ ходили к священному кругу. 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz