Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.

упитанных быков в возрасте от двух с половиной до четырех с половиной лет, пол­ ностью закончивших линьку и чистку рогов. Мужчины очень тщательно готовятся к оленьему гону, производя осмотр не только хирвасов31, но и важенок32. Свое вре­ менное поселение саамы расположили, как обычно, на большой поляне. Пока вре­ мя праздника не пришло, рыбачили, охотились, кашеварили и ждали приближения стада. Наконец услышали, как гудит земля, как издают трубный зов быки-хирвасы, как спешат за ними важенки. Только бы стадо не встало слишком далеко! И, словно предвосхищая желание людей, олени остановились поблизости, за крутой горой, покрытой низким лесом и кустарником. С появлением животных пришло время и праздник открывать. А он обещал быть большим и удачным. Саамы верили: если на нем присутствует нуэйт - по­ средник между солнечным светом и людьми - всех ждет успех. Далеко не всегда на этот праздник приезжают нуэйты племени, чаще их роль исполняет старейшина какого-либо рода или просто знаткий саам. Но была еще одна немаловажная при­ мета: олени встали перед временным становищем саамов, а не перешли его. Путь к святая святых был открыт. Со знаткими родов нуэйт Белый День решил принести первую жертву богу солнца Пеййву. Две других - богине оленьих стад Пассь Пуазеннь, покровительству­ ющей промыслу, той, что посылает оленям богатые ягелем пастбища и оберегает от зверей, и богу воды, хранителю рыб Пассь-Чадзь. Целую неделю до прихода стада нуэйт Белый День соблюдал пост. Он шел по пути нуэйтье и просил духов и своего покровителя бога Пеййва послать оленям и людям племени здоровое семя зачатья. Чтоб не угас на земле род оленных людей, потомков золоторогого оленя Мяндаша. На это время его кувакса33 была перенесена за несколько верст от поляны, по­ ближе к заветному месту. На время кикования Белого Дня на пути нуэйтье к нему на большой огонь пришли знаткие родов, среди которых был Анкасай с Томаско. Старики сели вокруг огня и затянули протяжный напев, помогая нуэйту настро­ иться на священнодействие. Белый День, согнувшись, медленно пошел вокруг огня, согревая над его пламенем свой куэмдес. Когда кожа на бубне натянулась и зазву­ чала при первых ударах по ней колотушкой, нуэйт начал киковать. Стоя на коленях перед огнем и сотрясая куэмдес колотушкой, он призывал свет­ лых духов и властелина этого места, хозяина Куйву, дать благословение на празд­ ник тайного зачатия. Черные волосы нуэйта разметались в разные стороны, побря­ кивали подвески на его нуэйтовом одеянии, защищающие от сил зла. Напев саамских стариков то убыстрялся, то почти затихал, в зависимости от со­ стояния Белого Дня, но не прекращался ни на минуту. От сильнейшего внутреннего сосредоточения нуэйт в последний раз ударил в бубен и, когда бирра остановилась, указывая, какому богу должна быть принесена жертва, опустился на колени перед огнем, выспрашивая позволения на праздник теперь у матери-земли Еммьне-акки, 31 Хирвас - олень-бык. 32 Важенка - телившаяся олениха. 33 Кувакса (коввас) - небольшой шалаш, построенный из жердей и обтянутый парусиной. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz