Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.
упитанных быков в возрасте от двух с половиной до четырех с половиной лет, пол ностью закончивших линьку и чистку рогов. Мужчины очень тщательно готовятся к оленьему гону, производя осмотр не только хирвасов31, но и важенок32. Свое вре менное поселение саамы расположили, как обычно, на большой поляне. Пока вре мя праздника не пришло, рыбачили, охотились, кашеварили и ждали приближения стада. Наконец услышали, как гудит земля, как издают трубный зов быки-хирвасы, как спешат за ними важенки. Только бы стадо не встало слишком далеко! И, словно предвосхищая желание людей, олени остановились поблизости, за крутой горой, покрытой низким лесом и кустарником. С появлением животных пришло время и праздник открывать. А он обещал быть большим и удачным. Саамы верили: если на нем присутствует нуэйт - по средник между солнечным светом и людьми - всех ждет успех. Далеко не всегда на этот праздник приезжают нуэйты племени, чаще их роль исполняет старейшина какого-либо рода или просто знаткий саам. Но была еще одна немаловажная при мета: олени встали перед временным становищем саамов, а не перешли его. Путь к святая святых был открыт. Со знаткими родов нуэйт Белый День решил принести первую жертву богу солнца Пеййву. Две других - богине оленьих стад Пассь Пуазеннь, покровительству ющей промыслу, той, что посылает оленям богатые ягелем пастбища и оберегает от зверей, и богу воды, хранителю рыб Пассь-Чадзь. Целую неделю до прихода стада нуэйт Белый День соблюдал пост. Он шел по пути нуэйтье и просил духов и своего покровителя бога Пеййва послать оленям и людям племени здоровое семя зачатья. Чтоб не угас на земле род оленных людей, потомков золоторогого оленя Мяндаша. На это время его кувакса33 была перенесена за несколько верст от поляны, по ближе к заветному месту. На время кикования Белого Дня на пути нуэйтье к нему на большой огонь пришли знаткие родов, среди которых был Анкасай с Томаско. Старики сели вокруг огня и затянули протяжный напев, помогая нуэйту настро иться на священнодействие. Белый День, согнувшись, медленно пошел вокруг огня, согревая над его пламенем свой куэмдес. Когда кожа на бубне натянулась и зазву чала при первых ударах по ней колотушкой, нуэйт начал киковать. Стоя на коленях перед огнем и сотрясая куэмдес колотушкой, он призывал свет лых духов и властелина этого места, хозяина Куйву, дать благословение на празд ник тайного зачатия. Черные волосы нуэйта разметались в разные стороны, побря кивали подвески на его нуэйтовом одеянии, защищающие от сил зла. Напев саамских стариков то убыстрялся, то почти затихал, в зависимости от со стояния Белого Дня, но не прекращался ни на минуту. От сильнейшего внутреннего сосредоточения нуэйт в последний раз ударил в бубен и, когда бирра остановилась, указывая, какому богу должна быть принесена жертва, опустился на колени перед огнем, выспрашивая позволения на праздник теперь у матери-земли Еммьне-акки, 31 Хирвас - олень-бык. 32 Важенка - телившаяся олениха. 33 Кувакса (коввас) - небольшой шалаш, построенный из жердей и обтянутый парусиной. 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz