Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.

Собрались тогда знаткие родов, стали думать, как чудь со своей земли прогнать. Посовещались, поспорили и решили всем миром на ворогов пойти да изгнать со своей земли. Кто с луком, кто с ножом, кто с дробником, а чудь с огнестрельными ружьями, каких у саамов в ту пору не было. Так в битвах и дошли до озера Духов. Ударит чудь направо - десятерых саамов нет, только капли крови по сторонам летят; ударит налево - вновь с десяток побьет... Осерчали знаткие, когда увидели, что чудь людей племени крошит. Спрятались в тальнике, собрали последний раз силы родов и обложили ворогов, нигде прохода не оставили. Перебили всех, а гла­ варя на скалу загнали, где он и застыл на веки вечные грозным сторожем. А саамы снова быками и важенками завладели. Оленей пасут, рыбой промышляют. Только красные капли саамской крови памятью и остались на камнях в тех местах28. Но не только эта луввьт хранит тайну озера. Много о нем ходит легенд в саам­ ском народе, и все они говорят о священности этого места. Не зря же здесь самые тайные обряды племени проводятся, жертвы приносятся. Рыбы на озере Духов в пору Коаллк-манн29видимо-невидимо. Ловят ее саамы, когда деревья дают сок и линяют олени. Плывут по озеру в великом молчании, сни­ мают кабперь - мужскую суконную шапку, теплую, своеобразно красивую, с четы­ рехугольным дном, кланяются воде, хозяину Сейту да трем его дочерям, опускают в воду дары. И богатый улов им Сейт дает, такой богатый, что на все зимнее время хватает им рыбу ту есть. На праздник к озеру Духов собралось двадцать семей. Кто-то приехал своих оле­ ней, влившихся в общее стадо, кочующее в пору Кессь30к морю, отобрать, кто-то - участие в священном танце принять. Пора Кессь приходила в тундру с большими комарами. В это время олени спе­ шили оставить непродуваемую лесистую местность и устремлялись к побережью. С моря дул северный прохладный ветер и отгонял тучи невыносимых кровопийц-на- секомых. В тундре комары да мошка - наказанье для людей, а уж для беззащитных животных... И что только олени не делали в пору больших комаров! Брыкались ногами, как бешеные, метались по тундре, в реках и озерах часами стояли, только чтобы согнать насекомых да зуд от укусов унять. Но если бы оленей осаждали только тучи комаров... Наводнена тундра и огромными оводами, слепнями, откладывающими свои личин­ ки под мехом животного на коже. Позже появляются мошка, мокрец, а те похлеще комара будут: не кусают - грызут. Спасаясь от гнуса, олени часами, днями кружили по тундре, теряя вес и слабея. А у ослабленных животных и гон с запозданием начинался, и период случки затягивался. Потому пастухи делали все, чтобы к морю стадо пригнать без особых потерь. Набрав хороший вес, важенки дают крепкий жизненный приплод, а следо­ вательно, и отел проходит быстрее. Племенных быков пастухи берегут особо. Из поколения в поколение оленеводы племени для случки оставляют самых здоровых, 28 Внароде эти камни называются «лопарская кровь», научное название - эвдиалит. 29 Коаллк-манн - июль. 30 Кессь - лето. 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz