Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.

чудо-технике забралась на подоконник и у распахнутого окна изучала материалы по культуре саамов. Впервые за несколько дней дождя погода в Москве стояла сол­ нечная. Теплый ласковый ветерок доносил в комнату запах цветущей сирени, и На­ сте подумалось: в Мурманске еще снег лежит, а здесь сирень цветет, солнце светит. Если долго-долго смотреть на солнце, оно слепит. Перед глазами сразу появляются темные круги, и, чтобы избавиться от них, необходимо закрыть глаза и дать им от­ дых. Может, поэтому в старинной саамской сказке люди сначала получают кусочек солнечного света и только затем - все солнце. Когда-то земля Насти - Лапландия - была темной страной, над которой не све­ тило солнце. Никто из людей не видел его. Только черное небо, освещенное луной и звездами. Было так темно в той стране, что люди едва различали друг друга. Они жили в вежах и прозывались вежниками. Прошла тысяча лет и еще тысяча, и вот прискакал в эту страну старик с белой седой бородой до колен на чудесном олене и рассказал людям о солнце. Захотели вежники тоже увидать его. Выискался в пле­ мени отважный юноша и добыл небольшой кусочек. Осветил он тундру, и увидели люди, как зарделись небеса, вспыхнув красным цветом. Озарились болота. Вода в озерах и реках стала голубой, мхи - разноцветными. Такой красоты никогда не ви­ дели люди темной страны и подумали: если маленький кусочек солнца смог так украсить их землю, то какой же она станет красивой, когда принесут они на небо все солнце?! Тронул солнце рогом чудесный олень, и оно плавно покатилось и легло на рога ста тысяч оленей, которые принесли его в тундру. Стех самых пор оно и светит людям лапландской земли22. «Светит-то-светит, - подумалось Насте, - а снег до сих пор растопить не может. Как же далек ее полуостров от центра!» - Настён, давай нашим предложим: когда все в гостинице соберутся после праздников, вечер откровений организовать, - прервала ее мысли Ирина. - Заме­ тила, как ребята на обсуждениях напирают на русских, мол, они только и виноваты в бедах коренных народов - самые настоящие завоеватели и колонизаторы. - Еще бы не заметить! Андрюшка ясно дал понять: эвенки страдают от русских и якутов. Конечно, если рассматривать историю коренных народов, то было всякое: и войны, и насильственное крещение в православие, но при этом были и положи­ тельные результаты; хотя, если подумать, мы с тобой не совсем правы, что судим их. Мы ведь не чистокровные, как все остальные в нашей группе. Ты вот - от селькупки и казака, а я - от саами и русского. Смесь бульдога с носорогом получается, Ириша. - Да, Настёна, мы с тобой не «чистые». Но коль в России основная часть корен­ ных народов уже перемешана кровью с русскими, чего теперь-то копья ломать... А знаешь, как селькупов до революции звали? Остяками, или самоедами. - Что-то ты, милочка, путаешь, - усомнилась Настя. - «Самоед» с финско-саам­ ского языка переводится как самэедна, то есть земля саамов: - Правильно, - подхватила Ирина, - от твоих саамов это слово и распростра­ нилось на другие народы, в том числе и на селькупов. Так что мы с тобой где-то родственники, а? - Куда от тебя деться, - засмеялась Анастасия, - конечно, мы одной крови. 22 Саамская сказка, записанная П. П. Юрьевым в пересказе автора. 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz