Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.
проболталась об этом родичам, которые бань-то еще не ведали, те и отговорили ее идти. Знахарка после, увидев мать, посочувствовала: «Не пришла до конца сглаз снять, теперь твою дочь и детей ее так всю жизнь люди и будут сглазывать». Мать меня затем крестила, в церкви разные носила, но не сильно помогло. Видишь: все равно часто болею. Ты у меня тоже крещеная, а вот нашелся кто-то, позавидовал счастью - и расстались с мужем. - Что ж, мама, мне так и не будет в жизни везти? - Погоди, доченька, я для тебя тоже какую-нибудь знахарку найду, глядишь, сглаз и снимется21. Вскоре Анастасия получила приглашение в Москву на стажировку в Информа ционный центр коренных народов и, не задумываясь, поехала, оставив детей на родителей и бывшего мужа. Она уже забыла, когда была в столице последний раз. А ведь здесь прошла ее юность, лучшие студенческие годы. Столичная жизнь! У нее свои законы! Свой отсчет времени, расстояний, вос приятия окружающего мира. У москвичей не важно, какой ты человек: простой или образованный, сноб или «свой в доску» - отпечаток столичности есть во всем: в походке, взгляде, манере разговора. Каждая минута москвича точно рассчитана: не опоздать, не попасть в час-пик, не пропустить что-то важное. Постоянная внутрен няя собранность, гонка куда-то и за чем-то. Да, Настя все помнила. И ночные про гулки при луне на Ленинских горах, и свой первый поцелуй с Сережкой Сухановым, и влюбленность в него, и встречу в Большом театре со своим бывшим мужем... По приезде Анастасии в Москву в первопрестольной всю неделю лил дождь. На улицах было сыро, неуютно, как, впрочем, и в недорогой гостинице, куда поселили стажеров Центра, так как отопление по всей Москве давно уже отключили. И все же этого нельзя было сказать о редакции журнала «Северные просторы», где находил ся Информационный центр коренных народов России. Там царили тепло и уют. Группа стажеров, в которую попала Настя, состояла из восьми человек: эвенк, чукчанка, селькупка, двое коряков, юкагир, ульч и она, представительница саамов Кольского полуострова. Хотя, если честно, Настя, несмотря на то что мать у нее и была саами, совсем не ощущала себя таковой. Может, это было в силу того, что она почти не знала саамского языка. А может, оттого, что в паспорте была записана по отцу - русской. Как бы то ни было, она все же приехала в Центр и начала учиться в нем. Селькупка Ирина, статная, красивая, с большими карими глазами и короткой кокетливой стрижкой двадцатилетняя девушка, с которой Анастасия сразу подру жилась, сидела за компьютером, а Настя в ожидании своей очереди поработать на 21 Надо отметить, что саамы хоть и приняли христианство более четырехсот лет назад при Трифоне Печенгском, память о котором сохранилась в преданиях саамов как о святом, пра ведном, светлом лопарском апостоле, но не переставали поклоняться и богам языческим. Вот что по этому поводу сообщает этнограф конца XIX века Николай Харузин, написавший большой труд «Русские лопари»: «...если лопарь отправлялся для принятия Св. Причастия в Церковь, он до церковной исповеди совершал исповедь перед своими богами; это проис ходило либо дома, либо у первой воды, которую он встречал на пути в церковь...» Более трех столетий саамы считались двоеверцами, потому как ходили и в церкви православные, и не забывали своих, языческих богов. Но к концу XXвека стали в большинстве своем настоящи ми христианами, хотя заговорам все же не переставали верить. 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz