Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.

детей. И как ни тяжело было Томаске, но холод в свою душу не пустил: на руках си­ ротой оставалась маленькая Варван, надо было думать, как поднимать ее. Быстрей бы пришло время Кыдт18. Тогда важенки его небольшого стада отелятся и наполнятся живительным молоком, так необходимым его внучке. Олени! Старики говаривали, что они не сыны и дочери Земли, их отец - солн- це-Пеййв. Красивые легенды существуют у саамского народа об олене Мяндаше - прародителе саамов, о белом олене-человеке с черной головой и золотыми рогами. Давно это было. Жила в одном становище женщина-нуэйт. Надоело ей в облике че­ ловечьем находиться, и решила она олений облик принять. Гуляла, бегала с дикими оленями по сочным ягельным тундрам, да и понесла. Только рожать в облике оле­ ньем побоялась, вновь обернулась женщиной, а сынок-то народился олененочком. Делать нечего, сын есть сын, в каком бы облике ни появился на свет. Кормила его женщина, пестовала, а когда тот подрос, спросил у матери, где отец. Призналась та, что отец его - олень, и вскочил сын-олень на крепкие ножки да помчался в тундру отца искать. С тех пор и появился у саамов запрет вожака диких оленей убивать. А уж если дитя человечье оленьим молоком поить, вырастет оно красивым и креп­ ким, как важенка - оленей мать. Годы бегут... За заботами и хлопотами не заметил Томаско, как и Варван вы­ росла. Вот уж скоро сто лет, как он на земле живет, и снова печаль острым когтем вонзилась в сердце старого человека. Варван выросла ладная, пригожая, а с замуже­ ством не везет. И увидев в эту осеннюю пору в становище нуэйта Белого Дня, старик каким-то внутренним чутьем определил - он и есть ее судьба, хотя та уже совсем отчаялась когда-нибудь завести семью и ребенка родить. Ни в какую не хочет на священный праздник на озеро Духов ехать, чтобы там судьбу свою принять. Не ве­ рит. Что делать, как убедить? Варван, обжаривая рыбу на вертеле, тоже как Томаско, думала свою думу. Аййя19 говорит ей, что спит в ней женка, что не разбудили ее мужчины саамы... Как же спит? С мужем почти полный круг солнца жила - не отяжелела. Но ранней весной медведь мужа задрал. Осталась одна. Двое парней брали ее на священном празд­ нике саамов Имание оленей, и от них не смогла понести. Молодой Вуэнсемь хотел было по зимнику два года назад свататься, а как прознал, что пустая она, другую себе в жены сыскал. У той уж и дети по веже ползают. Растревожили думы Варван, и сказала она деду: - Не поеду я, аййя, на праздник. Опять срам терпеть? Не хочу! - Ай, девка, как язык твой повернулся на такие слова, - оборвал ее Томаско сер­ дито. - Не для развлечения праздник этот нашим народом устраивается. Святая святых для всех саамов он. Откажешься - богиня Сар-акка20тогда уж точно осер­ дится и оставит твою плоть пустой, - и уже мягче добавил: - Верь мне, Варван, я для того так долго жил, не помирал, что не могу тебя сиротой 18 Кыдт-весна. 19 Аййя - дедушка. 20 Сар-акка - самая почитаемая из дочерей богини Земли. Считается настоящей саамской повитухой, покровительствующей рождению людей, животных, размножению растений. Ей поручено вкладывать ребенка во чрево матери, чтобы душа младенца срослась с его телом. 17 Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz