Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.
детей. И как ни тяжело было Томаске, но холод в свою душу не пустил: на руках си ротой оставалась маленькая Варван, надо было думать, как поднимать ее. Быстрей бы пришло время Кыдт18. Тогда важенки его небольшого стада отелятся и наполнятся живительным молоком, так необходимым его внучке. Олени! Старики говаривали, что они не сыны и дочери Земли, их отец - солн- це-Пеййв. Красивые легенды существуют у саамского народа об олене Мяндаше - прародителе саамов, о белом олене-человеке с черной головой и золотыми рогами. Давно это было. Жила в одном становище женщина-нуэйт. Надоело ей в облике че ловечьем находиться, и решила она олений облик принять. Гуляла, бегала с дикими оленями по сочным ягельным тундрам, да и понесла. Только рожать в облике оле ньем побоялась, вновь обернулась женщиной, а сынок-то народился олененочком. Делать нечего, сын есть сын, в каком бы облике ни появился на свет. Кормила его женщина, пестовала, а когда тот подрос, спросил у матери, где отец. Призналась та, что отец его - олень, и вскочил сын-олень на крепкие ножки да помчался в тундру отца искать. С тех пор и появился у саамов запрет вожака диких оленей убивать. А уж если дитя человечье оленьим молоком поить, вырастет оно красивым и креп ким, как важенка - оленей мать. Годы бегут... За заботами и хлопотами не заметил Томаско, как и Варван вы росла. Вот уж скоро сто лет, как он на земле живет, и снова печаль острым когтем вонзилась в сердце старого человека. Варван выросла ладная, пригожая, а с замуже ством не везет. И увидев в эту осеннюю пору в становище нуэйта Белого Дня, старик каким-то внутренним чутьем определил - он и есть ее судьба, хотя та уже совсем отчаялась когда-нибудь завести семью и ребенка родить. Ни в какую не хочет на священный праздник на озеро Духов ехать, чтобы там судьбу свою принять. Не ве рит. Что делать, как убедить? Варван, обжаривая рыбу на вертеле, тоже как Томаско, думала свою думу. Аййя19 говорит ей, что спит в ней женка, что не разбудили ее мужчины саамы... Как же спит? С мужем почти полный круг солнца жила - не отяжелела. Но ранней весной медведь мужа задрал. Осталась одна. Двое парней брали ее на священном празд нике саамов Имание оленей, и от них не смогла понести. Молодой Вуэнсемь хотел было по зимнику два года назад свататься, а как прознал, что пустая она, другую себе в жены сыскал. У той уж и дети по веже ползают. Растревожили думы Варван, и сказала она деду: - Не поеду я, аййя, на праздник. Опять срам терпеть? Не хочу! - Ай, девка, как язык твой повернулся на такие слова, - оборвал ее Томаско сер дито. - Не для развлечения праздник этот нашим народом устраивается. Святая святых для всех саамов он. Откажешься - богиня Сар-акка20тогда уж точно осер дится и оставит твою плоть пустой, - и уже мягче добавил: - Верь мне, Варван, я для того так долго жил, не помирал, что не могу тебя сиротой 18 Кыдт-весна. 19 Аййя - дедушка. 20 Сар-акка - самая почитаемая из дочерей богини Земли. Считается настоящей саамской повитухой, покровительствующей рождению людей, животных, размножению растений. Ей поручено вкладывать ребенка во чрево матери, чтобы душа младенца срослась с его телом. 17 Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz