Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.
Моресь возвратилась в становище и, дождавшись мужа, все рассказала ему. А тот, как ни странно, не расстроился. Успокоил жену. - Предвидел я, что Томаско такое сделает. Не горюй, Моресь, дочке от этого хуже не будет. Сила Христа сильнее наших саамских богов, она защитит дочь от всех бед. А грех твоего отца я отмолю. Моресь успокоилась, повеселела. Она думала про ту веру, которую приняла вслед за мужем. Если бог монахов так силен, то их с Фетком дочь в жизни будет очень счастливой. Вон сколько саамов поняли и приняли бога рушш, почему же са амы ее родного становища о боге том ничего не хотят знать, отвергают его? Когда она с мужем приехала в Педзъенго, то с удивлением узнала, что саамы здесь уже давно все крещены в веру Христа, в монастырь на службы ходят. И праздников по вере рушш олмэ гораздо больше, чем праздников в их саамской вере, хотя бог один. Многие жители окрестных становищ на этой стороне Лапландии говорили на сме шанном языке, вставляя в свой саамский язык слова рушш. Да и она сама выучилась от Фетка нескольким словам. Рушш «спасибо», например, совсем как их саамское «пассьпэ», потому и легко запомнилось. Моресь, смеясь, говорила мужу: «Пасипа, Фетк», когда он принес ей из монастыря комочек сладкого твердого белого снега, прозываемого у рушш сахарином. Комочек таял во рту, образуя тягучую сладкую слюну. Угощала Моресь им и отца, но Томаске тот не понравился. Сказал, что ему пришлось выпить сразу несколько кружек воды, чтобы избавиться от ощущения, что язык во рту к нёбу прилипает. Когда их дочери исполнилось три месяца, Фетк принес вырезанный в монасты ре в часы отдыха оберег. Повесил подарок на шейку девочке и сказал жене: - Коль судьба нашей малютке быть оберегаемой рушш и саамскими богами, пусть и на груди своей она носит крест и изображение оленя Мяндаша - прароди теля саамского. Томаско все это знал по рассказу дочери и на этот раз не стал противиться дей ствиям Фетка, хотя внучку все одно звал Варван, как нарек при саамском крещении, не иначе. Воспоминания старика по реке памяти спокойно текли. Но вот стали натыкать ся и на пороги они. Их завертело в круговороте быстрин, и тогда на сердце старого человека тяжелым камнем легла тоска. Большая беда обрушилась в пору Пазь17. Читая следы разора шведов, внезапно напавших на монастырь и ближние становища, Томаско находил на местах быв ших поселений только обгорелые трупы людей, бревна, тлеющие лохмотья одежды и утвари. Шведы не пощадили никого. В становище, где жила Моресь, - то же самое: зарубленные женки, детишки, старики. Там же обнаружил он и своего обгоревшего зятя, из последних сил бежавшего в погост предупредить людей о беде, и красави- цу-жену, над которой ворог надругался, заколов в самоё сердце. С горечью Томаско думал, каким же крротким оказался их путь по вере нового Бога. Из его глаз не выкатилось ни одной слезы, плакала душа старого человека. Пока он хоронил Моресь и Фетка, глаза окаменело запоминали образы ушедших 17 Пора Пазь - время, соответствующее декабрю-январю. 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz