Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.
устроителем, сквозь землю провалилась, а саамские творческие работники считают, что делают все на высшем уровне. Обидно за своих. Имея богатую этнографию, воз можности, деньги, можно такое устраивать! Нет же, вместо того, чтобы всем вместе собраться и сообща провести праздник интересней, - не могут славы поделить. У «Эльвеля» помещения для репетиции нет, а в Луйяввре из Национально го культурного центра народный этнографический ансамбль «Ойяр» вынудили в Дом культуры уйти. Коми ансамбль в музее репетирует, а в Центре всецело «Танцующие саамы» властвуют. Что там Луйяввр! В Мурманске саамские лидеры целый кинотеатр арендуют, а настоящего творчества, настоящего возрождения культуры нет. ГЛАВА СОРОК ДЕВЯТАЯ После ухода Сергея Лахэн сказал Каррите, что нужно с гостями съездить в Усть- Хайрюзово, познакомить их с ительменской сказительницей. Домой только утром вернется, заодно сети проверит. Поздно вечером в дом к Вахлагу набилось мно го народу. Жена Вахлага с приветливой улыбкой встречала гостей на пороге дома, приглашая в комнату, а муж приветствовал всех веселым наигрышем на баяне. Вот уж кто в ансамбле ительменов был на удивление веселым и обаятельным челове ком. Только одной своей добрейшей улыбкой умел завести людей на любой кон курс. И здесь подбадривал комплиментами женщин, вызывая танцевать не только ительменок, но и приезжих. Даже американка, почти два метра ростом, вышла, кру тя бедрами. Движения ительменок были плавными, мягкими, волнующими, руки так и обвивались вокруг стана, словно без костей, бедра призывно покачивались из стороны в сторону, плечи двигались волной, глаза сияли. Остальные женщины, по павшие на эти танцы, старались во всем подражать ительменкам, которые в своем танце напоминали жриц - участниц древних тайных мистерий. В танцы женщин стали вступать и мужчины, выбирая себе пару. Они издавали гортанные, на приды хании, звуки и на согнутых в коленях ногах, делая резкие толчкообразные движе ния бедрами, с раскинутыми в стороны руками-крыльями, напоминая то птиц, то лесных зверей породы кошачьих, приближались к женщинам. Рисунок танца сразу изменился - теперь шла полная импровизация. Каждая образовавшаяся пара тан цевала свой танец в отдельности. Точно между женщинами и мужчинами происхо дила скрытая борьба завоевания друг друга. Как-то Насте удалось посмотреть фильм о танце розовых фламинго - захваты вающее, поразительное зрелище! Птицы медленно подкрадывались, подрагивая всем телом, друг к другу. Высоко поднимая ноги, фламинго-самец кружился вокруг самочки. Они оба делали такие удивительные по гибкости и плавности движения длинными шеями, что цросто диво! Вообще, танец птиц - потрясающее зрелище! Настя, наблюдая за танцующими женщинами, ловила себя на мысли, что и сама не прочь стать на какой-то момент птицей. Ей нравилось танцевать, могла, танцуя, провести всю ночь. Отдавалась танцу вся без остатка, как только можно отдаваться любимому человеку. Может, это шло оттого, что выплеснуть душу в танце удавалось не так часто. 192
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz