Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.

Хотел было Томаско их уму-разуму наставить, нуэйтов найти, колдовством от­ вести от веры, поганой сердцу его, да одумался. Еще дед с отцом учили: каждый в жизни выбирает свой путь, свою дорожку. Сверни насильно человека с того пути - и возьмешь на себя перед богами и духами грех. Что если человек со своей дорожки сойдет, а ту, что навяжут, не сумеет принять? Потеряется - гибель. Ты виноватым останешься. Потому как на пути каждого свои духи-защитники стоят - сейты15, чу­ жие охранять не станут. А без духов-покровителей как по пути идти? Не выйти! «Нет, - подумал Томаско, - пускай дочь с Фетком по той дорожке, что сердцем вы­ брали, смело идут на радость-беду, то ему неведомо». Чтоб дочери своей, если что, защитником стать, поселился Томаско в леску, не­ подалеку от становища. Ягель сочный, оленям есть чем кормиться. Да и разве может пропасть человек один в лесу? У Томаско ноги и руки еще крепкие, глаз острый, рядом олени-братья - не пропадет. Нет, живя отшельником, Томаско совсем не был одинок. А в осень дочь радость принесла - внучку родила. Фетк малышку в монастырь отнес и в веру православную рушш людей окрестил. Тут уж Томаско не выдержал. Подумал: сами веру прадедов предали - ладно, их дело, а почто же невинное дитя злым духам чужой веры отдавать? И решил внучку защитить. Наведался к дочери и стал зазывать ее с внучкой у него в леску пожить, порадовать старика. Не могла Моресь отцу отказать, а как пришла, отправил ее Томаско по ягоды. Сам в это время достал спрятанный котел с вареной корой ольхи, подогрел чуть, чтобы малышку не застудить, стал обмывать девочку и заклинания произносить: «Этой водой я сни­ маю с тебя имя, данное при крещении в монастыре, и нарекаю новым - Варван». Обмакнул ветку березы в котел и три раза стегнул небольно. «Будь так же плодо­ вита, здорова и крепка, как береза, с которой взята эта ветка...» Проделал все, как полагается, и успокоился. Теперь его внучка саамское имя станет носить. Узнав о сотворенном отцом,.Моресь расплакалась: - Как же я, аджя16, об этом Фетку скажу. Он в дочери души не чаял, гордился, радовался, что крестил ее в веру рушш олмэ. Монахи рассказывали ему: существует только один Бог - Христос, которому все люди и должны поклоняться. А наша са­ амская вера во многих богов и духов - ненастоящая, от нее совсем надо отказаться. Томаско рассердился на дочь и недовольно заговорил: - Ты мне про веру рушш олмэ не рассказывай. Приняла - верь, но наших богов и духов не тронь. Ими ты на свет рождена. Они хранили тебя на всем пути. Посмо­ трим, сумеет ли новый бог хранить вас с Фетком так же. И как бы ты бога рушш олмэ не защищала, внучку я ему не доверю, так и знай. - Что ты наделал, аджя, - не слушая отца, причитала Моресь, прижав к груди дочку-комочек. - Это только по-нашему обычаю человека можно перекрещивать. По той вере, что мы с Фетком приняли, нельзя крестить несколько раз. Слезы до­ чери Томаску не тронули, и он уже спокойно заметил ей: - Имя, данное твоей дочери Фетковыми монахами, - не выговорить, я нарек ее Варван. Будешь звать ее, как я окрестил. 15 Сейты - каменные божества. 16 Аджя-отец. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz