Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.

частью куэмдеса у любого нуэйта должна была стать бирра10, к которой привязыва­ лись несколько маленьких колечек. Они-то и помогали нуэйту определить, к каким богам и духам обращаться. В центре куэмдеса Белый День нанес рисунок в виде ромба, символизирующий бога солнца - Пеййва. Четыре упряжи, что пересекли его, обозначили четыре сто­ роны света. Затем пошли символические изображения бога грома - Айеке, богини земли - Моаннтар-оаххк с ее дочерьми, повелителя ветров - Пьегг-олмайя, под­ земных духов, богов и других. И хотя куэмдес был готов, но Белый День знал, что он не оживет, пока не вдохнешь в него жизнь. Только после этого куэмдес заговорит сердцем нуэйта, станет продолжением его руки. И вот колотушка из оленьего рога, которой Белый День ударил о свой куэмдес, возвестила всем саамским станови­ щам, что в мир пришел новый нуэйт, имя которому Белый День. В пору рыжей лисицы Белый День объездил многие становища в поисках новой жены. Но встречались или слишком молоденькие, или старухи. Он же хотел найти жену особую. Такую, чтоб способна была родить ему сына, наследника его мастерства. Не могли саамы взять в толк, что нуэйту надо? Такие девки не глянутся! Но мне­ ний своих не высказывали. Наконец, добрался он и до становища у Сильного озера, которое находилось в самом центре Лапландии на совершенно плоской, болотистой равнине. Чуть западнее тянулись плоскогрудые горные хребты, ближе к которым поднимался дремучий непроходимый лес. Саамы любили свое становище и стара­ лись не покидать его. Порой даже девки сманивали своих женихов на жительство в нем. Вот отсюда несколько семей и собрались отправиться на священный праздник к Озеру Духов. Старейший их племени - дед Анкасай пригласил последовать с ними и нуэйта Белого Дня. Анкасай уже долго жил на этой земле и быстро мог распознать, с какими дума­ ми в становище приезжает человек. Маленький, худощавый, с редкой седой боро­ денкой, чуть спускающейся на грудь, с живыми, хоть давно потерявшими свой цвет глазами, старик сохранял бойкий интерес ко всем делам, касавшимся его стано­ вища. Он давно и хорошо знал нуэйта, уважал за добрую помощь сородичам в дни страшных болезней и бед. Разгадав мысли Белого Дня, мудрый старик намекнул, что на праздник собирается много саамских женок, среди которых он найдет под­ ходящую и введет в свою вежу женой. Белый День усмехнулся словам Анкасая, но приглашение принял. * * # Варван ехать на праздник не хотела. Своих оленей у них с дедом было немного, попроси кого из пастухов - пригнали бы. Да только дед Томаско, что уж век до­ живал, лицо которого пересекали несколько глубоких морщин, точно накатанные лыжни зимника, глядя на внучку тусклыми глазами, настаивал: - Поедем, однако. И не смей перечить мне. На этом празднике судьбу свою най­ дешь, - и мягче добавлял, - не бойся, девонька, не бездетна ты. То олухи-саамы не 10 Бирра - кольцо из ольхи. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz