Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.

Из задумчивости Настю вывел голос Оячека: - А что?.. Сейчас мы занимаемся реализацией пушнины - соболь, лисица, гор­ ностай, разве плохо? - Это все так, Оячек, но, как ни крути, существуем-то мы за счет рыболовства. За счет чавычи, горбуши, кижуча... Нам позарез не хватает лимитов, нет средств, транспорта, машин для переработки рыбы. - То есть ты хочешь сказать, Кончат, что вам нужны крупные капиталовложе­ ния? - спросил Сергей. - Да. Думаю, самая главная задача наших проектов сегодня - это создание рабо­ чих мест, которых никогда не бывало в Каврале. Развитие туризма, самого разного - спортивного, этнографического... Вот мы поговорили с Перием и решили - и тан­ цы наши могут быть товаром и приносить доход, хотя бы пока ансамблю, тем, кто это прекрасно делает. Скажи им, Перий, легко все было восстанавливать? - спросил Кончат. - Откуда легко? Мы мастериц в Каврале, умеющих шить торбаса61, тапки из ка­ мусов или шкур морского зверя, плести легкие корзины для ягод и грибов с трудом нашли. А меня, между прочим, когда я был на совещании в Москве, спросили, чего, мол, я так пупок надрываю? Народное искусство бездонно, сколько из него ни чер­ пай, все равно что-нибудь останется. А я, Сережа, говорю - не бездонно оно. Фоль­ клор умирает, вот что страшно. Ведь поразительное смешение в умах наших людей произошло. Многие века люди жили, сохраняя народные предания - очень дорогие, ценные для них. И вдруг за какие-то несколько десятков лет все утратили. Отчего такое разрушительное начало в людях появилось, кто-нибудь скажет мне? - Ну чего тут не ясно, прогресс со счетов не скинешь, - сказал Сергей. - Посмо­ три, какую мощь набрала информатика. Радио, телевидение, теперь компьютеры... - Это ты, Сережа, говоришь с позиции москвича, а я считаю: изменился образ жизни наших народов, их сознание, психология. - Всем принимающим участие в разговоре было понятно, что в России слишком резко схватились перестраивать общество, а перестройку надо было начинать с са­ мих себя. Чем для советских людей был Союз? Дом, построенный из лозунгов и пла­ катов, на который стоило посильней дунуть ветру перемен, и он, как в сказке о «Трех поросятах», тут же развалился. Многих это сразу озлобило. А может, зло на земле и торжествует; пока люди снова острее не почувствуют необходимость в добре? - Я, например, пришел к выводу, что все «достижение» Советской власти - это привитие коренным жителям мысли, что о них должен кто-то заботиться, - рассуж­ дал Кончат. - В начале перестройки государство бросило аборигенов на выживание, ну и, конечно, сразу всплыли все наши беды. Прежде всего, коренным народам необ­ ходимо изменить свою психологию, задуматься о том, что в этой жизни все в первую очередь зависит от них самих, а не от чьих-нибудь подачек, чьей-то помощи. Настю ительменский президент восхищал. Вечером, когда все уже разошлись, Кончат разыскал их с Сергеем и позвал пройтись с ним к берегу реки. - Если честно, подустал я от всей этой организации. Вот хочу пригласить вас с собой потанцевать. 61 Торбаса - мужская обувь. 156

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz