Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.

Тогда Иммель старейшинам саамских родов дал высшие знания, а те в свою очередь передавали их по наследству кому-то из своих детей или избранным бога­ ми, которых назвали люди нуэйтами. При встречах избранников с богами и духами саамской земли им на пути нуэйтье необходимо было ставить себе стражей. Тело нуэйта в этот момент становилось беззащитным, серебряная нить, что связывала его тело и душу, могла в любой момент оборваться от нечаянного прикосновения или шума, и жизнь оставляла человека. Если нуэйт начинал киковать6, он до конца проходил отмеренный ему духами и богами путь, иначе помочь людям не мог. В своих руках человек несет силу и слабость, наверное, потому при рождении он сжимает руки в кулачки, подсознательно пряча свой путь от посторонних глаз. И даже когда растет, находится в своей лучшей поре жизни, старается не раскрывать ладонь до конца, чтобы не растерять приобретенные и накопленные знания, а лишь делится ими с теми, кто помоложе. Только во время смерти человека ладонь рас­ крывается и все былое скатывается с нее. Нуэйт Белый День прошел многие испытания, которые устраивали ему знаткие7 родов, познал секреты природы, научился лечить животных и людей, предугады­ вать будущее, видеть скрытые картины прошлого на целые века назад и многое другое. На седьмой год постижения он делал выбор: какому богу служить. Принять в свои покровители бога солнца - Пеййва или богиню луны - Манну? День или ночь? При посвящении старейшины родов на время отняли у Харьи зрение,, выбор делался сердцем. В долгих блужданиях по неведомым тропам Нижнего и Верхнего миров он, наконец, увидел яркий свет и крикнул: - Я вижу Пеййва! Стех пор не стало больше Харьи, его место занял нуэйт Белый День. Однажды вы­ брав солнце, нуэйт уже не мог изменять своему пути, а так как покровителем был из­ бран Пеййв, к богине Манне и духам темной ночи он мог обращаться только в случа­ ях крайней нужды, когда речь шла о жизни или смерти. На помощь нуэйту приходил свет солнца, очищающий огонь был его союзником, духи белого дня - проводниками. Он сделал себе добрый куэмдес8, который стал главным помощником его в по­ стижении тайн земли и неба. А это также требовало определенных знаний. Белый День делал куэмдес из березы - плотного и звонкого дерева, хотя неко­ торые нуэйты предпочитали ель или сосну, которые считались тяжеловатыми для кикования. Куэмдес должен быть легким, не сковывающим движения нуэйта. Для своего куэмдеса Белый День долго и старательно выбирал нужную березу, кото­ рая росла посолонь9без сучков. Только после этого выдолбил из нее каркас своего будущего помощника. Когда тот был готов, натянул хорошо выделанную оленью кожу и ольховым красителем расписал его, нарисовал богов и духов, которые долж­ ны были участвовать с ним в путешествиях по неземным мирам. Неотъемлемой 6 Кикование - камлание - обрядовое действие шамана. 7 Знаткие - старшие люди из саамских родов. 8 Куэмдес - шаманский бубен. 9 Посолонь - движение солнца с востока на запад. 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz