Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.

от сознания того, что такое может быть и с ним. Самые пронзительные страницы наполнены теплом, солнечным светом, яркостью чувств, положительной энергией и посвящены любви мужчины и женщины, «творцам самой древней тайны на зем­ ле - тайны зачатия», женщине-матери, родному Северу. «Письма в школьных тетрадках» - новое произведение писательницы. Ему вполне подошло бы название «О времени и о себе». На достаточно большом, исто­ рически насыщенном материале живописует Надежда Большакова судьбы своих героев с мягким юмором и большой любовью к ним. Название романа невольно отсылает нас к недавнему прошлому, в котором было много доброго и хорошего, погружает в культуру советской эпохи, когда пи­ сать письма было такой же необходимостью, как сегодня общаться по сотовому. Для многих людей сегодня это нечто допотопное, хотя по временным меркам было со­ всем недавно. И сколько же душевного богатства мы потеряли из-за утраты умения писать письма на тетрадных листах! В центре сюжета - судьбы Казаковых, Завьяловых, Соболевых и многих жителей небольшого городка Светлого. Судьбы не только счастливые, но зачастую трагич­ ные, изломанные не зависящими от людей обстоятельствами. Надежда Большакова верна себе - она не скрывает правды о том, что было в нашей истории. Ей удалось передать разноголосицу мнений о пути страны, оценку деятельности руководите­ лей. В своих рассуждениях она поднимается до обобщений и вплотную подходит к извечным вопросам действительности. Не только светел роман, но и трагичен, и в трагичности своей страшен быва­ ет. До глубины души потрясают судьбы тех, кто стал заложником истории, судьбы изломанные, судьбы людей, испивших чашу ответственности за страну до дна. Потрясает судьба жильцов общежития - Варакина и Тупицина, страшных в своей отреченности от самих себя, самоубийц, но еще больше поражает талант писателя погрузиться во внутренний мир героев настолько, что кажется, будто сама душа Тупицина повествует о каждой последней минуте его жизни. Происходит некое перевоплощение автора в героя, благодаря которому до последнего темного угол­ ка освещается душа самоубийцы, и боль человека, опустившегося на дно жизни, становится настолько близка и понятна, что горло сжимает спазм. Страшным уко­ ром нашей действительности 90-х становятся судьбы Елены Поляковой, чуть не об­ рекшей сына на голодную смерть в лесу; Харитины, отдавшей себя на моральное, духовное растерзание ради детей, которые не поняли и не приняли ее жертвы; мо­ лодых людей, прошедших Афган и оставшихся там во снах, потерявших интерес к жизни и самим себе. Сколько их, таких потерянных и искалеченных духовно? Ради чего? Ради перестройки и долгожданной «свободы»? Но не дает автор изболеться душе читателя за своих героев, поэтому после сцен, требующих больших переживаний, отнимающих жизненные силы читателя, до­ водящих до состояния отчаяния из-за понимания несправедливостей жизни, дает нам разрядку - главы, которые наполнены юмором, смехом самих героев, их те­ плыми, залечивающими раны отношениями. Такими становятся прежде всего письма Глеба и Светланы. Письма, в которых изображен мир поколения 90-х - мир чистый, светлый, наполненный любовью. На страницах школьных тетрадей отды­ 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz