Большакова Н.П. Два романа. Мурманск, 2016.
от сознания того, что такое может быть и с ним. Самые пронзительные страницы наполнены теплом, солнечным светом, яркостью чувств, положительной энергией и посвящены любви мужчины и женщины, «творцам самой древней тайны на зем ле - тайны зачатия», женщине-матери, родному Северу. «Письма в школьных тетрадках» - новое произведение писательницы. Ему вполне подошло бы название «О времени и о себе». На достаточно большом, исто рически насыщенном материале живописует Надежда Большакова судьбы своих героев с мягким юмором и большой любовью к ним. Название романа невольно отсылает нас к недавнему прошлому, в котором было много доброго и хорошего, погружает в культуру советской эпохи, когда пи сать письма было такой же необходимостью, как сегодня общаться по сотовому. Для многих людей сегодня это нечто допотопное, хотя по временным меркам было со всем недавно. И сколько же душевного богатства мы потеряли из-за утраты умения писать письма на тетрадных листах! В центре сюжета - судьбы Казаковых, Завьяловых, Соболевых и многих жителей небольшого городка Светлого. Судьбы не только счастливые, но зачастую трагич ные, изломанные не зависящими от людей обстоятельствами. Надежда Большакова верна себе - она не скрывает правды о том, что было в нашей истории. Ей удалось передать разноголосицу мнений о пути страны, оценку деятельности руководите лей. В своих рассуждениях она поднимается до обобщений и вплотную подходит к извечным вопросам действительности. Не только светел роман, но и трагичен, и в трагичности своей страшен быва ет. До глубины души потрясают судьбы тех, кто стал заложником истории, судьбы изломанные, судьбы людей, испивших чашу ответственности за страну до дна. Потрясает судьба жильцов общежития - Варакина и Тупицина, страшных в своей отреченности от самих себя, самоубийц, но еще больше поражает талант писателя погрузиться во внутренний мир героев настолько, что кажется, будто сама душа Тупицина повествует о каждой последней минуте его жизни. Происходит некое перевоплощение автора в героя, благодаря которому до последнего темного угол ка освещается душа самоубийцы, и боль человека, опустившегося на дно жизни, становится настолько близка и понятна, что горло сжимает спазм. Страшным уко ром нашей действительности 90-х становятся судьбы Елены Поляковой, чуть не об рекшей сына на голодную смерть в лесу; Харитины, отдавшей себя на моральное, духовное растерзание ради детей, которые не поняли и не приняли ее жертвы; мо лодых людей, прошедших Афган и оставшихся там во снах, потерявших интерес к жизни и самим себе. Сколько их, таких потерянных и искалеченных духовно? Ради чего? Ради перестройки и долгожданной «свободы»? Но не дает автор изболеться душе читателя за своих героев, поэтому после сцен, требующих больших переживаний, отнимающих жизненные силы читателя, до водящих до состояния отчаяния из-за понимания несправедливостей жизни, дает нам разрядку - главы, которые наполнены юмором, смехом самих героев, их те плыми, залечивающими раны отношениями. Такими становятся прежде всего письма Глеба и Светланы. Письма, в которых изображен мир поколения 90-х - мир чистый, светлый, наполненный любовью. На страницах школьных тетрадей отды 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz