Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.

связывала его тело и душу, могла в любой момент обо­ рваться от нечаянного прикосновения или шума, и тогда жизнь оставляла человека. Если нуэйт начинал киковать1, он до конца проходил отмеренный ему духами и богами путь, иначе помочь людям не мог. В своих руках человек несет силу и слабость, навер­ ное, потому при рождении он сжимает руки в кулачки, под­ сознательно пряча свой путь от посторонних глаз. И даже, когда растет, находится в своей лучшей поре жизни, старается не раскрывать ладонь до конца, чтобы не растерять приобретенные и накопленные знания, а лишь делится ими с теми, кто помоложе. Только во время смер­ ти человека ладонь раскрывается, и все былое скатывает­ ся с нее. Нуэйт Белый День прошел многие испытания, кото­ рые устраивали ему знаткие2родов, познал секреты при­ роды, научился лечить животных и людей, предугадывать будущее, видеть скрытые картины прошлого на целые века назад и многое другое. На седьмой год постижения он делал выбор: какому богу служить. Принять в свои по­ кровители бога солнца — Пеййва или богиню луны — Манну? День или ночь? При посвящении старейшины родов на время отняли у Харьи зрение, выбор делался сердцем. В долгих блуж­ даниях по неведомым тропам Нижнего и Верхнего миров он наконец увидел яркий свет и крикнул: — Я вижу Пеййва. С тех пор не стало больше Харьи, его место занял ну­ эйт Белый День. Однажды выбрав солнце, нуэйт уже не мог изменять своему пути, а так как покровителем был избран Пеййв, к богине Манне и духам темной ночи он ' К и к о в а н и е — камлание — обрядовое действие шамана. •’ З н а т к и е — старшие люди из саамских родов. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz