Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.

Совсем молодой привел он в свою вежу1Воасехь. Она слыла искусной мастерицей, и не один парень сватался к ней, но гордый норов девицы отклонял все предложения. Когда же в ее вежу вошли сваты Харьи, она, увидев мо­ лодца, поняла, что станет мужней женой. Да видно не су­ дьба Харье долго жить с Воасехь. Лишь спустя время духи дали Харье знак, что через семь лет вернут в его вежу женщину. И вот, седьмой год Солнце-Пеййв завершал свой круг в тундре, и нуэйт Бе­ лый День понял: духи сняли с него свое табу. Новое имя пришло к Харье не сразу. После долгого постижения нелегкого пути в колдуны Севера, наконец все стали звать его нуэйт Белый День. Любой саам мог почувствовать себя избранником ду­ хов. но не каждого признавали соплеменники, и только избранным давался знак свыше, как Харье. Но враз и он нуэйтом не стал. Для этого потребовалось семь лет труд­ нейшего постижения тайн на пути нуэйтье. Сила нуэйта заключалась в том, что он мог по глазам человека читать его жизненный путь. В природе все на­ полнено энергией земли и неба. Иммель-аййя2создавал мир во имя любви к ближнему, но человек пренебрег за­ поведями бога, и потому в его жизнь пришли болезни. Тогда Иммель старейшинам саамских родов дал выс­ шие знания, а те в свою очередь передавали их по наслед­ ству кому-то из своих детей или избранным богами, кото­ рых назвали люди нуэйтами. При встречах избранников с богами и духами саамской земли им на пути нуэйтье не­ обходимо было ставить себе стражей. Тело нуэйта в этот момент становилось беззащитным, исеребряная нить, что 1 В е ж а — зимнее жилище саамов, имеющее коническую форму четырех­ угольной или многогранной пирамиды с усеченной вершиной, крытое дерном. 2 И м м е л ь - а й й я — Бог-дедушка. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz