Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.

— Где Сопочное, Морошечное, Утхолок? Их ликви­ дировали как неперспективные. Перечеркнули одной стро­ кой целые судьбы людей: «Из списка населенных пунк­ тов исключить...» У людей, Настя, родину отняли, тради­ ционный образ жизни. Мне рассказывали, как люди в землянках ютились. Да что говорить, у нас в одной ком­ нате две семьи жило: девять и семь человек, вот и считай. Многие ительмены, после того, как их власти лишили родины и насильственно переселили в другое село, уми­ рали от тоски. Почему нас теперь так мало осталось? Не знаешь? А я скажу. Потому что души наших предков пе­ рестали с неба возвращаться. Они же привыкли к семей­ ному очагу спускаться. А теперь что? Руины одни от преж­ них поселений. Этими и многими другими разруши­ тельными методами уничтожалась в народах духовная культура. И все равно, как бы что у нас не отнимали, а танец не смогли отнять. И зажигательный, и темперамен­ тный, и страстный... Танец, в котором живет наша куль­ тура. Вот почему, Настя, на Алхалалалае мы все смеемся и поем, шутим и танцуем. И Перий стал, как вечером это делал Лахэн, хлопать руками, задавая себе ритм. Но какие это были разные за­ рисовки танцев—Лахэна и Перия. И если от танца Лахэ­ на Настю кинуло к нему в объятья, то, глядя на то, как танцует Перий, ей захотелось разрыдаться. Нахлынули воспоминания детства, когда они с матерью ездили вЛуй- яввр к бабушке и деду. Народу в их приезд в избе наби­ лось —дышать нечем. Стол накрыли. Оленина вареная, строганина, икра. От пара запашистой рыбы бутылки водки запотевали. Поначалу общие разговоры велись, горожанам сель­ ские новости выкладывались, а уж, когда мужики изряд­ но выпивали, так же, как Перий сейчас, выкрикивали другдругу скрываемуюмногие годы боль. «Ты вот, Илья, го­ воришь, что совхоз “Тундра”—миллионер, а за счет кого 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz