Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.
— Где Сопочное, Морошечное, Утхолок? Их ликви дировали как неперспективные. Перечеркнули одной стро кой целые судьбы людей: «Из списка населенных пунк тов исключить...» У людей, Настя, родину отняли, тради ционный образ жизни. Мне рассказывали, как люди в землянках ютились. Да что говорить, у нас в одной ком нате две семьи жило: девять и семь человек, вот и считай. Многие ительмены, после того, как их власти лишили родины и насильственно переселили в другое село, уми рали от тоски. Почему нас теперь так мало осталось? Не знаешь? А я скажу. Потому что души наших предков пе рестали с неба возвращаться. Они же привыкли к семей ному очагу спускаться. А теперь что? Руины одни от преж них поселений. Этими и многими другими разруши тельными методами уничтожалась в народах духовная культура. И все равно, как бы что у нас не отнимали, а танец не смогли отнять. И зажигательный, и темперамен тный, и страстный... Танец, в котором живет наша куль тура. Вот почему, Настя, на Алхалалалае мы все смеемся и поем, шутим и танцуем. И Перий стал, как вечером это делал Лахэн, хлопать руками, задавая себе ритм. Но какие это были разные за рисовки танцев—Лахэна и Перия. И если от танца Лахэ на Настю кинуло к нему в объятья, то, глядя на то, как танцует Перий, ей захотелось разрыдаться. Нахлынули воспоминания детства, когда они с матерью ездили вЛуй- яввр к бабушке и деду. Народу в их приезд в избе наби лось —дышать нечем. Стол накрыли. Оленина вареная, строганина, икра. От пара запашистой рыбы бутылки водки запотевали. Поначалу общие разговоры велись, горожанам сель ские новости выкладывались, а уж, когда мужики изряд но выпивали, так же, как Перий сейчас, выкрикивали другдругу скрываемуюмногие годы боль. «Ты вот, Илья, го воришь, что совхоз “Тундра”—миллионер, а за счет кого 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz