Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.

семьями, усаживая по кругу. Раздевался почти догола и просил развести огонь. С кем-то из гостей сдирал с мед­ ведя шкуру, полосками срезал жир и укладывал в котел с водой, затем срезал таким же образом мясо и, наконец, внутренний жир. Во время этого кто-то обязательно на­ чинал танцевать, выходили даже самые древние старики. Когда еда была готова, охотник вновь усаживал гостей и угощал. Но процедура угощенья была тожедовольно свое­ образной. Он брал в левую руку полоску жира, в пра­ вую нож и шел от одного гостя к другому. Сунет в рот человеку жир и говорит: «Берегись!», а гость в ответ ему «Сипанг», то есть «О, несчастье!» После этого охотник отрезал кусок жира и гость ел его. Когда все съедалось, охотник проносил перед гостями объеденную голову мед­ ведя, украшенную венком из осоки и разными безделуш­ ками. Вот так! — Тоже очень интересно, — сказала Настя. — Интересно, потому что любой старинный обряд того или иного праздника — это, прежде всего, магиче­ ское действо, в которое люди неукоснительно верят. Вот эта их вера веками и сохраняла обрядовые праздники на­ родов, передавая огромные знания предков подрастаю­ щему поколению, воспитывая и обучая жизни. И если мы сегодня не будем возрождать их, мы ничего не добъемся. — А я, Перий, и не спорю. —Смотрю на тебя, Настенька, и кажется мне, что ты сама себе сложности напридумывала. Проще живи. Орга­ низуй своих саамов и воплощай с ними задумки разные. —Смешной ты, Перий. Саамы наши уже давно орга­ низованы. И Ассоциация у нас саамская есть, и прези­ дент. Только я среди них пока еще чувствую себя чужой. Но что-то у нас с тобой разговор не в то русло пошел. Говорили об Алхалалалае, а пришли к моим проблемам. Давай лучше выпьем по глотку, чтобы я смогла приехать к вам в Каврал. 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz