Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.
Все боги и духи были настроены благосклонно к лю дям, к нуэйту и указали: кому из них принести жертвы. После кикования нуэйта каждый из присутствующих тайной тропой подошел к Куйве и оставил у его подно жия несколько крупных сигов. К Куйве подходить мож но было только по его зову и то человеку не простому, а знаткому или нуэйту, иначе — жди беды. Из стада была выбрана годовалая белая войнялка1. Богу Пеййву приносили в жертву только молодых самок белого окраса. По легендам саамов, Пеййв утром объез жал небо на медведе, в полдень запрягал быка-хирваса, вечером пересаживался на важенку. Саамы верили: власть солнца распространялась на всю землю, так как оно — Мать всего живого на земле. Другим богам, указанным бубном, предназначались важенка и луххьпель2. Люди ждали великого часа жертвоприношения. На поляне—большой круг, выложенный из костей ранеежер твенных животных, символизирующий древнее светило. В центре — огонь. Все собрались здесь же. Присутствовать при торже ственном обряде предков считалось наивысшим знаком расположения того бога, которому приносилась жертва. В круг вошел нуэйт Белый День, облаченный в свои лучшие одежды. Знаткий племени Анкасай подвел к нему войнялку. Животное, будто предчувствуя своюсудьбу, сде лало рывок освободиться, но нуэйт держал крепко. Раз вернув олениху мордой к солнцу, он, произнося заклина ния, ударил жертву острым ножом в затылок. Удар был настолько сильным и умело рассчитанным, что смерть к оленихе пришла мгновенно. Всвященном круге нуэйт находился один. Медленно, но точно рассчитывая каждое движение, он снял с вой- ' В о й н я л к а — неотелившаяся олениха. 2J1 у х х ь п е л ь — олень-первогодок. 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz