Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.
кикования Белого Дня на пути нуэйтье к нему на боль шой огонь пришли знаткие родов, среди которых был Анкасай с Томаско. Старики сели вокруг огня и затянули протяжный напев, помогая нуэйту настроиться на священнодействие. Белый День, согнувшись, медленно пошел вокруг огня, согревая над его пламенем свой куэмдес. Когда кожа на бубне натя нулась и зазвучала при первых ударах по ней колотушкой, нуэйт начал киковать. Стоя на коленях перед огнем и сотрясая куэмдес коло тушкой, он призывал светлых духов и властелина этого места, хозяина Куйву, дать благословение на праздник тайного зачатия. Черные волосы нуэйта разметались в разные стороны, побрякивали подвески на его нуэйтовом одеянии, защищающие от сил зла. Напев саамских стариков то убыстрялся, то почти зати хал, в зависимости от состояния Белого Дня, но не прекра щался ни на минуту. От сильнейшего внутреннего сосре доточения нуэйт в последний раз ударил в бубен и, когда бирра остановилась, указывая, какому богу должна быть принесена жертва, опустился на колени перед огнем, вы спрашивая позволения на праздник теперь у матери-зем- ли Еммьне-акки, которая творила тела душам людей и животных в период зачатия, переданные ей мужем-богом. Старики видели, как из глаз БелогоДня, когда тот под нял голову к огню, струились слезы. Это означало, что Еммьне-акка дала свое благословение. Несколько секунд он смотрел на огонь и затем, обессиленный, после пере несенного нервного и физического напряжения откинул ся навзничь и замер. Теперь его душа блуждала в верхнем мире, разыскивая бога Пеййва. Старейшины родов продолжали сидеть, не шевелясь, и тихонько петь свой саамский напев. 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz