Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.

Свое временное поселение саамы расположили, как обычно, на большой поляне. Пока время праздника не пришло, рыбачили, охотились, кашеварили и ждали при­ ближения стада. Наконец услышали: как гудит земля, как издают трубный зов быки-хирвасы, как спешат за ними важенки. Только бы стадо не встало слишком далеко, и, словно предвосхищая желаниелюдей, олени остановились поблизости, за крутой варрьака тугкень1. С появлением животных пришло время и праздник от­ крывать. А он обещал быть большим и удачным. Саамы верили: если на нем присутствует нуэйт—посредник меж­ ду солнечным светом и людьми— всех ждет успех. Далеко не всегдана этот праздник приезжаютнуэйтыплемени, чаще их роль исполняет старейшина какого-либо рода или просто знаткий саам. Но была еще одна немаловажная примета: олени встали перед временным становищем саамов, а не перешли его. Путь к святая святых был открыт. Со знаткими родов нуэйт Белый День решил принести первую жертву богу солнца Пеййву. Две других— богине оленьих стад Пассь Пуазеннь, покровительствующей про­ мыслу, той, что посылает оленям богатые ягелемпастбища и оберегает от зверей, и богу воды, хранителю рыб Пассь- Чадзь. Целую неделю, до прихода стада, нуэйт БелыйДень со­ блюдал пост. Он шел по пути нуэйтье и просил духов и своего покровителя бога Пеййва послать оленям и людям племени здоровое семя зачатья. Чтоб не угас на земле род оленных людей, потомков золоторогого оленя Мяндаша. На это время его кувакса2была перенесена за несколь­ ко верст от поляны, поближе к заветному месту. На время ' В а р р ь а к а т у г к е н ь — гора, покрытая низким лесом и кустарником. 2 К у в а к с а (коввас) — небольшой шалаш, построенный из жердей и обтянутый парусиной. 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz