Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.
Свое временное поселение саамы расположили, как обычно, на большой поляне. Пока время праздника не пришло, рыбачили, охотились, кашеварили и ждали при ближения стада. Наконец услышали: как гудит земля, как издают трубный зов быки-хирвасы, как спешат за ними важенки. Только бы стадо не встало слишком далеко, и, словно предвосхищая желаниелюдей, олени остановились поблизости, за крутой варрьака тугкень1. С появлением животных пришло время и праздник от крывать. А он обещал быть большим и удачным. Саамы верили: если на нем присутствует нуэйт—посредник меж ду солнечным светом и людьми— всех ждет успех. Далеко не всегдана этот праздник приезжаютнуэйтыплемени, чаще их роль исполняет старейшина какого-либо рода или просто знаткий саам. Но была еще одна немаловажная примета: олени встали перед временным становищем саамов, а не перешли его. Путь к святая святых был открыт. Со знаткими родов нуэйт Белый День решил принести первую жертву богу солнца Пеййву. Две других— богине оленьих стад Пассь Пуазеннь, покровительствующей про мыслу, той, что посылает оленям богатые ягелемпастбища и оберегает от зверей, и богу воды, хранителю рыб Пассь- Чадзь. Целую неделю, до прихода стада, нуэйт БелыйДень со блюдал пост. Он шел по пути нуэйтье и просил духов и своего покровителя бога Пеййва послать оленям и людям племени здоровое семя зачатья. Чтоб не угас на земле род оленных людей, потомков золоторогого оленя Мяндаша. На это время его кувакса2была перенесена за несколь ко верст от поляны, поближе к заветному месту. На время ' В а р р ь а к а т у г к е н ь — гора, покрытая низким лесом и кустарником. 2 К у в а к с а (коввас) — небольшой шалаш, построенный из жердей и обтянутый парусиной. 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz