Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.

В старинной луввьте1рассказывается: давным-дав­ но нашла на земли саамов чудь2и давай людей племе­ ни убивать, быков-оленей да важенок отбирать. Со­ брались тогда знаткие родов, стали думать, как чудь со своей земли прогнать. Посовещались, поспорили и решили всем миром на ворогов пойти да изгнать со своей земли. Кто с луком, кто с ножом, кто с дробни- ком, а чудь с огнестрельными ружьями, каких у саамов в ту пору не было. Так в битвах и дошли до озера Ду­ хов. Ударит чудь направо — десятерых саамов нет, только капли крови по сторонам летят; ударит нале­ во — вновь с десяток побьет... Осерчали знаткие, когда увидели, что чудь людей племени крошит. Спрятались в тальнике, собрали последний раз силы родов и обло­ жили ворогов, нигде прохода не оставили. Перебили всех, а главаря на скалу загнали, где он и застыл на веки вечные грозным сторожем. А саамы снова быками и важенками завладели. Оленей пасут, рыбой промыш­ ляют. Только красные капли саамской крови памятью и остались на камнях в тех местах3. Но не только эта луввьт хранит тайну озера. Много о нем ходит легенд в саамском народе, и все они говорят о священности этого места. Не зря же здесь самые тай­ ные обряды племени проводятся, жертвы приносятся. Рыбы на озере Духов в пору Коаллк-манн4видимо-не­ видимо. Ловят ее саамы, когда деревья дают сок и линяют олени. Плывут по озеру в великом молчании, снимают каб- перь — мужскую суконную шапку, теплую, своеобразно красивую с четырехугольным дном, кланяются воде, хозя­ ину Сейту да трем его дочерям, опускают в воду дары. И ' Л у в в ь т — песня-легенда, песня-судьба. 2 Ч у д ь — враг. 3Внароде эти камни называются «лопарская кровь», научное название эвдиалит. 4 К о а л л к - м а н н — июль. 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz