Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.
ропавловск в школу учиться отправили, где я впервые те левизор увидел, никому недавал смотреть, искал, как туда все залезают. Пришлось учителям меня на телевизионную студиюспециально вести, чтобы понял и немешал осталь ным. Настя смотрела на Лахэна с все возрастающим интере сом. Он не был похож ни на кого из ее знакомых. Чувство валась в нем какая-то магическая притягательность. Ей приходилось не раз читать о том, что некоторые люди об ладают своего рода магнетизмом, вот Лахэн был одним из них. Казалось бы, он рассказывал простые жизненные ис тории, но с каждым произнесенным словом завораживал ее. И хотелось узнать о нем как можно больше. — А вообще в школе трудно было учиться? — Да как сказать, пока языка не знал, — трудно. Да, вот еще, задачки не получались про то, чего не знал; зато на расстояния любой трудности решал, — это было близ ко, понятно. — А мне руководитель саамского ансамбля «Ойяр» Марий Медведева рассказывала, что, когда она училась, ей трудно было. Саамскиедети, хоть и знали русский чуть- чуть, но думали-то на родном. Даст учитель задание, она в уме сначала с русского на саамский переведет, осмыс лит, затем с саамского на русский, вновь осмыслит. Бывало, пол-урока пройдет, пока от нее учитель ответа добьется. Лахэн, соглашаясь с Настей, тут же подхватил ее слова: — Со мной тоже такое было. Многих ительменских детей за это долгодуманье во вспомогательные школы отдали. Да и родители, видя, как детям трудно учиться, при встречах друг другу сетовали, что напрасно они дома по-ительменски говорят, только ребятишек этим с толку сбивают. Нет книг на ительменском языке, забывается он. 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz