Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.
—А как же с ребятами общался? У вас, на Камчатке, наверняка тоже русских больше, чем коренных жителей. —Не знаю. Жестами. Это уж позже русскому выучил ся, но все равно больше на своем люблю говорить, на ительменском. Насте было удивительно. Она знала, что в Луйяввре, в саамском селе, на родине ее матери, многие женщины говорили на родном языке; мужчины тоже знали его, но в быту предпочитали русский. Это стеснение и какая-то неуверенность им передалась, скорее всего, от отцов. Ведь перед Отечественной войной на Мурмане вдруг всех саа мов объявили сепаратистами, якобы решившими создать свое отдельное государство. И пришло же такое в чью-то бредовую голову. Начались аресты. Вшколах, где вроде только недавно дети стали изучать саамский, ввели на этот язык строжайший запрет. Когда же, в конце семидесятых, вернулись к его изучению, он детьми воспринимался уже не как свой родной, кровный, а как иностранный. А по пробуй-ка, выучи иностранный за два урока в неделю? Настя, как многие ребята ее поколения, на саамском почти не говорила, но и не считала себя от этого ущерб ной. Наверное, потому, слушая Лахэна, удивлялась; с ка ким достоинством тот говорил о родном ительменском языке. Он продолжал вспоминать детство; — Помню, как в первый раз в Каврал привезли арбу зы. Я, думая, что это мяч, упросил мать купить. С ребята ми тут же побежали играть в футбол. Пнули разок — тот на куски и разлетелся. Вот было удивления! Но никому даже в голову не пришло попробовать, а вдруг—съедоб но. Или заставили в школе задачку на гранаты решать. Сколько будет: если к одному гранату прибавить два? Не решил, что такое фанаты не знал. А уж, когда меня в Пет 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz