Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.

что у него дома возникли какие-то проблемы, но расспра­ шивать не стала, захочет — расскажет сам. Видела его дочь, которая подходила к отцу и что-то говорила по по­ воду собак, но нигде не было его жены. Что случилось в их семье, понять не могла. Ей так хотелось все мысли на­ править на любимого, поддержать его хотя бы тем, что будет думать о нем, но после разговора с Кончатом вдруг ни с того, ни с сего в памяти всплыло лицо Семена Елаги­ на, всплыло, как сон, обретя язык и образы. А может, все это было в совокупности? И Настя вспомнила последний разговор Семена с ребятами в Центре, который касался любви к своему народу как части государства и любви к группе людей, у которых совершенно отличная от общей истории своя история. Осуществовании возможности двух отношений, двух забот, двух тревог. Если спросить вас: «Готовы ли вы умереть за свой на­ род?» Наверное, вы ответите: «Да». «За страну?» Начнете думать. А если спрошу обо всем человечестве? Получу еще более неопределенные ответы. Но можно подойти к этому вопросу и с другой стороны. Спросить: «Готов ли ты умереть за свою семью?» и человек тут же скажет: «Да!» «За сына, за дочь?» И те, у кого есть дети, не будут сомневаться ни секунды. Оказывается все идет от малого к большому. Малое — к чему принадлежит человек, и большое — к чему принадлежит это малое. Две неразде­ лимые вещи. Но оттого, что люди чувствуют себя частью чего-то большого, они не должны забывать, что принад­ лежат и к чему-то малому. Самый идиотский вопрос, который могло придумать человечество, это вопрос, задаваемый ребенку взрослым дядей или тетей: «Кого ты больше любишь: маму или папу?» В этом случае можно представить, что мы все есть семья народов: папа — это государство, мама — этниче­ ская общность, а вместе это семья, в которой у каждого 280

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz