Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.
— Это ты, Сережа, говоришь с позиции москвича, а я считаю: изменился образ жизни наших народов, их со знание, психология. Всем принимающим участие в разговоре было понят но, что в России слишком резко схватились перестраи вать общество, а перестройку надо было начинать с са мих себя. Чем для советских людей был Союз? Дом, по строенный из лозунгов и плакатов, на который стоило посильней дунуть ветру перемен и он, как в сказке о «Трех поросятах», тут же развалился. Многих это сразу озлоби ло. А может, зло на земле и торжествует, пока люди снова острее не почувствуют необходимость в добре? — Я, например, пришел к выводу, что все «достиже ние» Советской власти — это привитие коренным жите лям мысли, что о них должен кто-то заботиться, — рассуждал Кончат. — В начале перестройки государство бросило аборигенов на выживание, ну и, конечно, сразу всплыли все наши беды. Прежде всего коренным наро дам необходимо изменить свою психологию, задуматься о том, что в этой жизни все в первую очередь зависит от них самих, а не от чьих-нибудь подачек, чьей-то помощи. Вот когда мы в марте 1997 года на конференции Совета возрождения ительменов Камчатки «Тхсаном» приняли решение о бойкотировании празднования 300-летия при соединения Камчатки к России, нас тоже многие не поня ли. Как так бойкотировать? А о каком присоединении можно было говорить, когда был насильственный захват. Мы не собирались спорить с историками и учеными, мы лишь хотели восстановить истину. Сколько можно ждать и верить правительству России? Когда оно начнет выпол нять свои программы и соглашения, касающиеся корен ных малочисленных народов? Никто не говорит, что се годня кому-то живется лучше, а кому-то хуже, все народы бедно живут, но пока многочисленные будут стараться 272
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz