Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.

к себе на ноги и стала тихонечко веничком похлестывать. Затем вниз головой перевернула и опять била. Сама вся в поту от жара банного, волосы на голове высохли, а мне хоть бы что, словно и не в парной на горячих ногах мате­ ри лежу, а в амбаре, где рыбу льдом перекладывают. По­ смотрела коми-знахарка и сказала: «Еще два раза при­ дешь». А мать сдуру проболталась об этом родичам, ко­ торые бань-то еще не ведали, те и отговорили ее идти. Знахарка после, увидев мать, посочувствовала: «Не при­ шла до конца сглаз снять, теперь твою дочь и детей ее так всю жизнь люди и будут сглазывать». Мать меня затем три раза в церквях разных крестила, кто-то ей посовето­ вал, но не сильно помогло. Видишь: все равно часто бо­ лею. Ты у меня тоже крещеная, а вот нашелся кто-то, по­ завидовал счастью— и расстались с мужем. — Что ж, мама, мне так и не будет в жизни везти? — Погоди, доченька, я для тебя тоже какую-нибудь знахарку найду, глядишь, сглаз и снимется1. Вскоре Анастасия получила приглашение вМоскву на стажировку в Информационный центр коренных народов и, не задумываясь, поехала, оставив детей на родителей и бывшего мужа. Она уже забыла, когда была в столице последний раз. А ведь здесь прошла ее юность, лучшие студенческие годы. 1Надо отметить, что саамы хоть и приняли христианство более четырехсот лет назад при Трифоне Печенгском, сохранившимся в преданиях саамов, как святом, праведном, светлом лопарском апостоле, но не переставали поклоняться и богам языческим. Вот что по этому поводу сообщает этнограф конца XIX века, написав­ ший большой труд «Русские лопари» Николай Харузин: «...если лопарь отправ­ ляется для принятия Св. Причастия в церковь, он до церковной исповеди совершал исповедь перед своими богами; это происходило либо дома, либо у первой воды, которую он встречал на пути в церковь...» Более трех столетий саамы считались двоеверцами, потому как ходили и в церкви православные и не забывали своих языческих богов. Но к концу XX века стали в большинстве своем настоящими христианами, но заговорам все же не переставали верить. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz