Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.
правила придерживались всегда — кто убивал медведя, для острастки сыпал тому в глаза и ноздри порох, чтобы, значит, зверь не мог узнать виновника смерти своей. —Дедушка Ое, — обратился к старику Сергей после того, как тот рассказал сказку, — а домашних идолов вы делали? —А почему, вона-ка, нет. ИУрилыдачьделалииИтунг, их в потолок над очагом тыкали. Хантая опять жеделали, охранителя огня. С головы по грудь облик человеческий, а низ — рыбий. Им в жертву приносили сладкую траву. Нового Хантая обычно ставили на очаг вместесо старым. Ажушака располагали возле посуды. Этот охранял дом от лесных духов. Сергей и Настя видели: с каким вниманием слушали рассказ Ое совсем недавно подшучивавшие над ним жен щины. Многое уходит в прошлое, и каждому хотелось по слушать еще одну историю, чтобы затем поведать ее сво им детям и внукам. Отношение к старикам у ительменов особенное—пос ле специальных праздников, устраиваемых в их честь, молодые парни брали бабушек и дедушек на руки и раз носили по домам. Такое навряд ли где-нибудь еще уви дишь. Очень символично и очень трогательно. Рассказали Насте и СергеюЖирковы, что в скальных породах на другом берегу реки Каврал можно разглядеть портреты предков, некогда проживавших в этих местах, а иначе, как еще назвать те рисунки, которые навечно за печатлены в горах. Глядят они на нынешних ительменов, потомков своих из тысячелетней давности,—и не понять, чего больше во взорах их — заботы или осуждения. Ое, хитро сощурив глаза, спросил Настю с Сергеем: — Вот вы наши сказки и песни слушали, а сами нам что-нибудь рассказать сможете? Сергей глянул на Настю и не менее хитро ответил деду, что в их компании сказки рассказывать—мастерица она, 226
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz