Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.
частенько в наших сказках героический образ его смеш ливым показывается. Особенно, вона-ка, в волшеб ных. .. Вот одну из них про Мити и Кутха и расскажу... — начал распевно свою речь старик Ое. «Удивительный народ ительмены», — думала Настя. В древние времена, в первый день охоты, сор, пепел, го рящие угли на улицу не смели выбрасывать. Не разбира ли по весне старые дома и балаганы, считая, что юколь- ную моль рыба боится, может вся из реки уйти. Встреча с ящерицей предвещала смерть. Или взяли создали себе бога по своему образу и подобию, а затем потешались над его неудачами да любовными приключениями. А еще счита ли грехом утопающего или засыпанного снежной лави ной спасать, тем самым духов воды и гор пищи лишать, а того больше, в постель для любви сженщиной лечь вдень, когда свежевали собак, а чтоб чаще жен любить, собак совсем перестали свежевать. Грехом считалось у них ку паться в горячих источниках, в которых, по их поверьям, гамулы варили себе еду. Грех заносить свежую шкуру со боля в дом. Кроме духов, они поклонялись и огню, прино ся ему в жертву носы лисиц, соболей и других зверей. Орел, медведь, волк— тотемные животные. Орлов не убивали, волков тоже остерегались бить. Охота здесь но сила подсобный характер. Добывали в основном снежных баранов, диких северных оленей, водоплавающих, стави ли капканы на лисиц и соболей. Настя прочла у исследова телей, что медведя камчадалы совсем не считали хозяи ном леса. На Камчатке этого зверья—множество, и били их, словно свиней, на мясо, жир и ради шкуры, хотя осо бую обрядность при этом все равно соблюдали. Из шкуры зверя делали постели, шили шубы, изготовляли ошейни ки для собак, подметки на обувь. Особенно хорошо с та кими подметками было на морской зверобойный промы сел выходить — не скользили на льду. Но с какой бы лег костью ительмены не относились к медведю, одного 225
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz