Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.
ками, юркой кумжей, важенками идаже сдеревьями и цве тами милой их сердцу тундры. Скорее всего в силу жиз ненных обстоятельств, так как саамы длительное время бывали в одиночестве, испытывая недостаток в общении с людьми, они и начинали петь, разговаривая с родными и друзьями. Для них песня была думой вслух, разговором с самим собой. Песни чаще всего импровизировались на месте. В этом и состояло искусство лучших певцов. Се годня тех, кто умел импровизировать, осталось совсем немного, можно перечесть по пальцам. — Хорошо вы нас слушали, — сказала бабка Сина- невт, чем и отвлекла Настю от её мыслей, — а вот того, подись, не знаете, что и пляшем — неплохо. Танец для нас даже главнее пения. Вот, я помню, молодой была, му жики наши медведя споймают, али, к примеру, морского льва, тюленя, нерпу забьют, тут же, на берегу, танец по этому случаю пляшут. И все движения того, кого убьют, повторяют. Медведь, значит, итанецмедведя, подись, спол- няют. Одни тушу медведя разделывают, другие пляшут. А потом и все пляшут. Плясать устанут, песни начнут петь. До хрипоты певали, до потери голоса. А ежели птиц под стрелят, их голосами кричат, руками-крыльями машут. Или вот праздновали наши деды праздник вскрытия реки, слыхали про такой?— прищурясь спросила старая итель менка у Сергея.. — Нет, — честно признался он. —Ага, я так и знала, откуль вам, если и наши, подись, не все помнят... И бабка Синаневт рассказала о том, что когда по весне солнце взломает лед на реке, все жители спешили к берегу. Выбирали льдину, укладывали на нее рыбу и наговарива ли хозяину реки: «На тебе рыбу, неси в море, а летом с ней пришли в сто раз больше». Как скажут, оттолкнут 222
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz