Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.
джунглей. Закону выживания! Этот закон вполне можно было отнести и к Камчатке. Именно в силу интуитивного осмысления законов выживания строили своюжизнь корен ные народы полуострова— коряки, ительмены, алеуты. Пели ительменки душевно, мелодично, эмоциональ но. И слышалось в их пении то курлыканье и трели птиц, то шум бурной реки. Поражала и особая манера исполне ния. Песню многие поют, как бы выдыхая, в этот момент лица их сильно напрягаются, и они начинают помогать себе рукой. Желание петь, как и желание танцевать — естествен ная потребность, как пить, дышать... Песня, как и танец, соединяла людей невидимыми нитями. Именно в песнях и танцах высвечивалась оригиналь ность ительменского характера, отношение к жизни, к любви... «Вот и саамы так же поют», — подумала Настя и пой мала себя на мысли, что постоянно непроизвольно срав нивает два народа. Почему это происходит? Может, че рез восприятие Камчатки она хочет понять Лахэна, свой собственный народ, который до этого знала мало. И даже в библиотеке, рассказывая ребятам о саамах, не было в ее словах жизни, не пульсировала кровь. Только теперь, слу шая ительменок, в памяти Насти ожили и песни ее пред ков, песни бабушки. Гортанные звуки при исполнении пе сен монотонно перекатывались, словно камешки в воде, мягкие, неуловимо красивые и очень грустные, точно в тон северной природе, молчанию окружающего безлю дья, неподвижному простору. В древнее время саамы пели про все, что видели: про девок и мужиков, про оленей-братьев, про тоску жениха по невесте, жены по мужу, про охоту и рыбную ловлю, про чудь, что нападала на саамские погосты и грабила жителей. Парни сравнивали своихдевушек с веселыми чай 221
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz