Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.

джунглей. Закону выживания! Этот закон вполне можно было отнести и к Камчатке. Именно в силу интуитивного осмысления законов выживания строили своюжизнь корен­ ные народы полуострова— коряки, ительмены, алеуты. Пели ительменки душевно, мелодично, эмоциональ­ но. И слышалось в их пении то курлыканье и трели птиц, то шум бурной реки. Поражала и особая манера исполне­ ния. Песню многие поют, как бы выдыхая, в этот момент лица их сильно напрягаются, и они начинают помогать себе рукой. Желание петь, как и желание танцевать — естествен­ ная потребность, как пить, дышать... Песня, как и танец, соединяла людей невидимыми нитями. Именно в песнях и танцах высвечивалась оригиналь­ ность ительменского характера, отношение к жизни, к любви... «Вот и саамы так же поют», — подумала Настя и пой­ мала себя на мысли, что постоянно непроизвольно срав­ нивает два народа. Почему это происходит? Может, че­ рез восприятие Камчатки она хочет понять Лахэна, свой собственный народ, который до этого знала мало. И даже в библиотеке, рассказывая ребятам о саамах, не было в ее словах жизни, не пульсировала кровь. Только теперь, слу­ шая ительменок, в памяти Насти ожили и песни ее пред­ ков, песни бабушки. Гортанные звуки при исполнении пе­ сен монотонно перекатывались, словно камешки в воде, мягкие, неуловимо красивые и очень грустные, точно в тон северной природе, молчанию окружающего безлю­ дья, неподвижному простору. В древнее время саамы пели про все, что видели: про девок и мужиков, про оленей-братьев, про тоску жениха по невесте, жены по мужу, про охоту и рыбную ловлю, про чудь, что нападала на саамские погосты и грабила жителей. Парни сравнивали своихдевушек с веселыми чай­ 221

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz