Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.
ны, ущелья, долины. А по краям— горы высокие. А чтоб не замерзло все живое на рожденной им земле, вдохнул Кутх в горы высокие свой горячий дух. А еще невиданной красоты зори выдумал и тундру постелил, сплошь расши тую изумрудом ягельника да бисером из брусники, шик- ши, морошки ароматной... В каждой долине Ворон-бог реку положил, а в ручьях, протоках, реках этих развел кижучей да чавычу, которые, в морях погулявши, в обиталище свое возвращаются, что бы потомство после себя оставить и в родных краях уме реть. И людей сотворил Кутх, чтоб в согласии с природой жили: охотой да рыбалкой промышляли. Ремеслам раз ным обучил да веселым нравом наделил, чтоб без грусти и печали жизнь подольше сохраняли. И, только убедившись, что на этой, созданной им зем ле, сможет жить крепкий духом, согретый юмором народ, великий Ворон окутал дымкой таинственности эту страну, сам вернулся на небо, а о себе оставил лишь сказки да воспоминания потомков.1 Стеллер писал, что до покорения Камчатки русскими, ительменский народ жил «в совершенной вольности, не имел никаких над собой начальников, не подвержен был никаким законам и дани никому не плачивал. Было меж ду ними равенство, никто никем повелевать не мог». Ительмену было лучше умереть, чем жить в неволе. Ра венство и свободу они чтили высшим счастьем для себя, обозначая это состояние особым словом «асанг». С гастролей из Франции Лахэн приехал в Каврал со всемдругим человеком. Каррита это почувствовала. Муд рая, она поняла: с ее Лахэном что-то происходит. 1 Ительменская сказка. 198
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz